МБДОУ-детский сад №8 «Огонёк» г. Моздок
|
Консультация " Развивающие игры в развитии и воспитании дошкольников"Консультация
Развивающие игры в развитии и обучении дошкольников (обзор методик и технологий) «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский. Наши дети живут и развиваются в новую эпоху-эпоху информационных технологий. Само время требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений навыков, к более перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем развития интеллекта и креативности уверены в себе, успешней учатся, лучше ориентируются в социуме. Для реализации идеи развивающего обучения с успехом используются инновационные технологии и методики, оснащенные развивающими играми и пособиями. Содержание игр, методика и организация их проведения заключает в себе потенциал для развития познавательных и творческих способностей. В игре создаются условия для экспериментирования, для широкой поисковой деятельности, для развития самостоятельности мышления детей . Итак, предлагаю освежить в памяти развивающие технологии и игры некоторых авторов Игры Никитина призваны развивать у ребенка интеллектуальные и творческие способности с самых первых лет жизни. Их авторы – известные педагоги-новаторы, супруги и родители семерых детей Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины. Этой выдающейся семье принадлежит и разработка уникальной методики раннего развития. В ее основе лежит взращивание и воспитание малыша как свободной личности: он самостоятельно познает мир, играя. Предполагается, что ребенок выполняет предложенные задания без посторонней помощи. Роль взрослого сводится к тому, чтобы обеспечить ребенку правильную окружающую среду: игры всегда должны быть легко досягаемыми, а требования к игроку – умеренными. Не требуйте от ребенка сиюминутного ответа, быть может, стоит еще немного подождать – и он найдет решение в два счета! Такой принцип воспитания развивает у ребенка не столько исполнительские качества, сколько самостоятельную творческую инициативу, способность самому придумывать, творить и принимать решения. Интерес ребенка к развивающим играм Никитина с годами только возрастает. Причина этого феномена кроется в особой, тщательно продуманной системе игровых заданий. К каждой игре прилагается множество задач разного уровня сложности: с некоторыми ребенок справится уже в 2-3 года, а другие станут ему по зубам только в школе. Большинство игр Никитина – это всевозможные кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон». Переворачивая и комбинируя их разноцветные грани, малыш создает бесконечное множество рисунков и объемных моделей. Сначала лучше работать по образцу, а затем проявить фантазию и придумать свои собственные постройки. Для игры с набором «Сложи узор» существуют даже специальные альбомы, где ребенку предлагается украсить разноцветными кубиками красочные картинки. Особое место среди игр Никитина занимают «Кубики для всех» и «Кирпичики». Первая игра своими замысловатыми деталями напоминает объемный тетрис, а вторая, напротив, состоит из одинаковых деревянных брусочков. Оба набора учат одному: собирать объемные фигуры по настоящим чертежам. После того, как эта часть заданий будет освоена, ребенок взглянет на игру и с другой стороны: ведь можно сначала создавать свои чертежи, а затем собирать по ним различные модели. Широко известны игры Никитина, сделанные по принципу «разрезных картинок»: «Сложи квадрат» и «Дроби». Эти комплекты делятся на категории по уровню сложности, и чем эта категория выше, тем из большего количества деталей ребенку нужно собрать круг или квадрат. «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша» «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша» – это уникальные обучающие пособия, которые знакомят ребенка с математикой и логикой через увлекательную игру. Разноцветные геометрические фигуры и счетные палочки являются одновременно деталями необычной мозаики. Из нее на плоскости получаются всевозможные сюжетные картинки и силуэтные изображения. Складывая их, ребенок учится считать, вычислять и мыслить. Палочки Кюизенера Джордж Кюизенер – бельгийский педагог, автор методики «числа в цвете». Он мечтал сделать арифметику более простой, понятной и доступной для ребенка. И ему, несомненно, удалось воплотить эту мечту в жизнь, потому что методика Кюизенера отлично зарекомендовала себя среди педагогов и родителей, а для детей цветные счетные палочки давно стали одной из любимых игр. В комплект входит 116 призм, которые отличаются друг от друга по трем признакам: цвету, длине и числу, которое они обозначают. Так, самая маленькая палочка белого цвета имеет длину 1 см и равна числу 1, следующая розовая имеет длину 2 см и равна числу 2 – и так до 10. «Числа в цвете» наглядно объясняют ребенку такие понятия, как «часть» и «целое». Каждую длинную палочку можно «измерить» более короткими: допустим, одна красная (4) равна четырем белым, а одна синяя (9) – двум красным плюс одна белая. Таким способом ребенок учится видеть состав числа и быстро выходит на арифметические действия – сложение и вычитание. Примеры можно решать прямо с помощью палочек Кюизенера! В отличие от книг и пособий, которые предлагают ребенку просто запомнить цифры и учат его только порядковому счету (пусть даже в обе стороны до тысячи!), палочки дают ему представление о количестве. Ведь пока ребенок не освоит это главное математическое понятие, арифметика так и останется для него просто красивым словом, а счет – заученным наизусть «стихотворением» Блоки Дьенеша Золтан Дьенеш – венгерский математик и психолог, автор концепции так называемой «новой математики». Основная идея методики Дьенеша состоит в том, что для успешного обучения азам математики детям вовсе не придется решать скучные примеры – вместо этого они будут играть! В одном наборе – 48 логических блоков, которые отличаются друг от друга по четырем признакам: форма (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг), цвет (красный, желтый, синий), величина (большой, маленький) и толщина (толстый тонкий). Каждый блок уникален, то есть ни один из них не повторяет полностью свойства другого. Игры с «Блоками Дьенеша» всегда подразумевают выборку деталей и классификацию по тому или иному признаку: все синие, все, кроме треугольников, только тонкие круги и так далее. Применяется и обратный прием, когда нужно выбрать все не-желтые фигуры или все не-круги. Из выбранных фигур, как из мозаики, можно составить какое-то изображение, а можно, к примеру, поделить их между игрушками, представив, что это вкусные конфеты (кукле достанутся все красные, мишке – все желтые, зайке – все синие). Постепенно задания можно усложнять, увеличивая количество признаков и используя блоки как счетный материал. С помощью блоков ребенок знакомится с эталонами геометрических форм и основными цветами, научится конструировать на плоскости узнаваемые изображения и кодировать информацию с помощью условных обозначений, разовьет пространственное воображение и отточит свои логические способности. Альбомы для игр с Палочками и Блокам
Несмотря на кажущуюся простоту, палочки и блоки обладают удивительно широкими игровыми возможностями. Для занятий с ними существует множество альбомов с интересными заданиями, занимательными сюжетами и красочными иллюстрациями. Ребенку предлагается расположить блоки или палочки (а иногда и те и другие) на цветной схеме, чтобы получить сюжетную картинку. Например, в одном из заданий ему предстоит сделать из блоков бусы для мамы, а в другом – изобразить с помощью палочек сказочных персонажей. Напечатанная картинка при этом становится объемной, и ребенок сразу видит положительный результат своих стараний. Опираясь на готовые схемы, родители и педагоги смогут создать свои собственные, нарисовав их на компьютере или от руки. Вы убедитесь, что блоки и палочки учат фантазировать не только детей, но и взрослых! Альбомы по «Блокам Дьенеша» и «Палочкам Кюизенера» будут интересны детям от 2 до 8 лет. В раннем возрасте рекомендуется начинать с серии «Для малышей» (2-4 года). Она содержит элементарные, понятные ребенку задания, которые знакомят его со свойствами деталей и сразу же вводят игровой элемент. На этих занятиях кроха производит свои первые мыслительные операции (поиск одинаковых палочек, сборка фигуры из одних только треугольников и т.п.). Следующие уровни сложности – от 4 лет и альбомы «Для старших» (5-9 лет). Здесь ребенку предлагаются более разнообразные и творческие задания, в которых ему придется разгадывать таинственные шифры, решать своеобразные ребусы, проходить сквозь лабиринты – иначе говоря, быть очень внимательным и сообразительным Что развивают «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша» Палочки и блоки учат ребенка не только считать, но и думать. Занятия с этими пособиями разовьют у него навыки решения логических задач, аналитические и конструкторские способности, пространственное, абстрактное и образное мышление. Ребенок научится сравнивать, классифицировать и противопоставлять предметы по различным признакам, логически объяснять свой выбор, делать выводы из своих умозаключений. Также в процессе игры он будет использовать фразы с частицей «не», со словами «больше/меньше», «короче/длиннее», «толще/тоньше», «все», «такой же», «ни один» и другими. Кроме того, игры с палочками и блоками активно развивают алгоритмическую культуру мышления, столь необходимую в современном информационном обществе. Под ней понимается способность человека ставить перед собой задачу и находить эффективные способы ее решения, разбивать это решение на ряд простых шагов и составлять план своих действий. Усвоив это ценное качество еще в детстве, ребенок будет более уверенно чувствовать себя в школе и во взрослой жизни, когда ему придется решать «логические задачки» совсем другого уровня. Для дошкольников особенно актуально то, что обучение с палочками и блоками происходит в форме веселой игры. Малыш занимается с удовольствием, и буквально через несколько занятий вы сможете гордиться его успехами! Игры Воскобовича
Оригинальность этих пособий начинается с самого автора – инженера-физика Вячеслава Воскобовича. Много ли на свете ученых, которые из физики ушли в педагогику, да еще и разработали уникальную методику раннего развития? На создание развивающих игр изобретателя вдохновила его собственная семья. Однако очень скоро игры Воскобовича получили широкое распространение и мгновенно заслужили любовь воспитателей, родителей и всех любознательных малышей. Педагога-новатора многократно приглашали и до сих пор с удовольствием приглашают на специальные семинары, во время которых он делится своим ценным опытом. Первые игры Воскобовича увидели свет в начале 90-х годов прошлого века, иными словами, в период Перестройки. Ассортимент игрушек в это «смутное» время оставлял желать лучшего: все, что можно было увидеть в витринах детских магазинов – это игры, хорошо знакомые еще нашим бабушкам и прабабушкам. Классику, конечно, никто не отменял, но ведь в науке уже шли активные разговоры о педагогике будущего! Вячеслав Валерьевич смело перешел от разговоров к делу, и результатом его творчества стала новейшая педагогическая технология «Сказочные лабиринты игры». Почему именно технология? Потому что она в корне отличается от методики тем, что опирается не на сухую теорию, а на практику, на реальный игровой процесс. Ребенок получает знания, тренирует навыки и познает окружающий мир во время веселой, занимательной и умной игры. Чтобы мотивировать ребенка вступить в игру, принять ее правила, все игры Воскобовича обрамлены захватывающим сказочным сюжетом. Герои в каждой сказке разные, но они все вместе живут в волшебном Фиолетовом Лесу. По сюжету, ребенок не просто выполняет то или иное задание, но еще и помогает своим новым друзьям – сказочным персонажам. Ведь с ними за компанию учиться гораздо интереснее! Например, в игре «Геоконт» ребенок вместе с Малышом Гео и Пауком Юком построит из разноцветных резинок-паутинок замысловатые геометрические узоры, а «Конструктор букв» – это набор для фокусов, которым юного чародея научит великий маг Филимон Коттерфильд. Одно из главных преимуществ опосредованного игрового обучения для дошкольников – это возможность сразу наблюдать результат своих действий. Выполнил задание – и тут же видишь, чему научился! Это отличная мотивация для того чтобы продолжать игру на более сложных уровнях, развивать свои умения и добиваться новых блестящих результатов. К особенностям игр Воскобовича также относятся их многофункциональность и большой возрастной диапазон. Под многофункциональностью подразумевается широкий спектр развиваемых качеств, который предоставляет каждое пособие. Даже если основная цель игры, к примеру, познакомить ребенка с буквами или счетом, то в процессе будут тренироваться и его логика, пространственное воображение, координация движений, речь, фантазия. Ключевой навык, который развивает каждая игра Воскобовича, – это способность к творчеству, умение нестандартно мыслить, искать и находить решение поставленной задзадачи Кроме того, одна и та же игра Воскобовича будет интересна и малышу 3 лет, и ученику младших классов, потому что сказка содержит задания различной сложности. Так,постепенно, год за годом, ребенок получит комплексные знания по той или иной теме и приобретет необходимую базу для дальнейшего обучения в школе. Ребенок и взрослый в игре участвуют на равных: здесь нет младших и старших, учеников и наставников, а только партнеры. Ребенок гораздо охотнее играет в такой обстановке, когда он знает, что его никто не отругает и не раскритикует за ошибку. В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение. Пенелопа Лич, автор книги о развитии детей до пяти лет, пишет: «Если вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя), когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием - это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость» Заместитель заведующей по ВР: Меньшаева Л.М. 20 ноября 2020 в 16:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.