МБДОУ-детский сад №8 «Огонёк» г. Моздок

Консультация " Развивающие игры в развитии и воспитании дошкольников"

  Консультация

 

Развивающие игры в развитии и обучении дошкольников

(обзор методик и технологий)

«Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. 

Игра – это огромное светлое окно, через которое в

духовный мир  ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий. 

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Наши дети живут и развиваются в новую эпоху-эпоху информационных технологий.

Само время требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений навыков, к более перспективному на современном этапе – развивающему обучению.

Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления.

А дети с высоким уровнем развития интеллекта и креативности уверены в себе, успешней учатся, лучше ориентируются в социуме.

Для реализации идеи развивающего обучения с успехом используются инновационные технологии и методики, оснащенные развивающими играми и пособиями.

Содержание игр, методика и организация их проведения заключает в себе потенциал для развития познавательных и творческих способностей.

В игре создаются условия для экспериментирования, для широкой поисковой деятельности, для развития самостоятельности мышления детей .

Итак, предлагаю освежить в памяти развивающие технологии и игры некоторых авторов

Игры Никитина призваны развивать у ребенка интеллектуальные и творческие способности с самых первых лет жизни.

Их авторы – известные педагоги-новаторы, супруги и родители семерых детей Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины.

Этой выдающейся семье принадлежит и разработка уникальной методики раннего развития.

В ее основе лежит взращивание и воспитание малыша как свободной личности: он самостоятельно познает мир, играя.

Предполагается, что ребенок выполняет предложенные задания без посторонней помощи.

Роль взрослого сводится к тому, чтобы обеспечить ребенку правильную окружающую среду: игры всегда должны быть легко досягаемыми, а требования к

игроку – умеренными.

Не требуйте от ребенка сиюминутного ответа, быть может, стоит еще немного подождать – и он найдет решение в два счета!

Такой принцип воспитания развивает у ребенка не столько исполнительские качества, сколько самостоятельную творческую инициативу, способность самому придумывать, творить и принимать решения.

Интерес ребенка к развивающим играм Никитина с годами только возрастает. Причина этого феномена кроется в особой, тщательно продуманной системе игровых заданий.

К каждой игре прилагается множество задач разного уровня сложности: с некоторыми ребенок справится уже в 2-3 года, а другие станут ему по зубам только в школе.

Большинство игр Никитина – это всевозможные кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон».

Переворачивая и комбинируя их разноцветные грани, малыш создает бесконечное множество рисунков и объемных моделей.

Сначала лучше работать по образцу, а затем проявить фантазию и придумать свои собственные постройки.

Для игры с набором «Сложи узор» существуют даже специальные альбомы, где ребенку предлагается украсить разноцветными кубиками красочные картинки. Особое место среди игр Никитина занимают «Кубики для всех» и «Кирпичики». Первая игра своими замысловатыми деталями напоминает объемный тетрис, а вторая, напротив, состоит из одинаковых деревянных брусочков.

Оба набора учат одному: собирать объемные фигуры по настоящим чертежам. После того, как эта часть заданий будет освоена, ребенок взглянет на игру и с другой стороны: ведь можно сначала создавать свои чертежи, а затем собирать по ним различные модели.

Широко известны игры Никитина, сделанные по принципу «разрезных картинок»: «Сложи квадрат» и «Дроби».

Эти комплекты делятся на категории по уровню сложности, и чем эта категория выше, тем из большего количества деталей ребенку нужно собрать круг или квадрат.

«Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша»

«Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша» – это уникальные обучающие пособия, которые знакомят ребенка с математикой и логикой через увлекательную игру.

Разноцветные геометрические фигуры и счетные палочки являются одновременно деталями необычной мозаики.

Из нее на плоскости получаются всевозможные сюжетные картинки и силуэтные изображения. Складывая их, ребенок учится считать, вычислять и мыслить.

Палочки Кюизенера Джордж Кюизенер – бельгийский педагог, автор методики «числа в цвете». Он мечтал сделать арифметику более простой, понятной и доступной для ребенка.

И ему, несомненно, удалось воплотить эту мечту в жизнь, потому что методика Кюизенера отлично зарекомендовала себя среди педагогов и родителей, а для детей цветные счетные

палочки давно стали одной из любимых игр. В комплект входит 116 призм, которые отличаются друг от друга по трем признакам: цвету, длине и числу, которое они обозначают.

Так, самая маленькая палочка белого цвета имеет длину 1 см и равна числу 1, следующая розовая имеет длину 2 см и равна числу 2 – и так до 10. «Числа в цвете» наглядно объясняют ребенку такие понятия, как «часть» и «целое».

Каждую длинную палочку можно «измерить» более короткими: допустим, одна красная (4) равна четырем белым, а одна синяя (9) – двум красным плюс одна белая.

Таким способом ребенок учится видеть состав числа и быстро выходит на арифметические действия – сложение и вычитание.

Примеры можно решать прямо с помощью палочек Кюизенера!

В отличие от книг и пособий, которые предлагают ребенку просто запомнить цифры и учат его только порядковому счету (пусть даже в обе стороны до тысячи!), палочки дают ему представление о количестве.

Ведь пока ребенок не освоит это главное математическое понятие, арифметика так и останется для него просто красивым словом, а счет – заученным наизусть «стихотворением»

Блоки Дьенеша Золтан Дьенеш – венгерский математик и психолог, автор концепции так называемой «новой математики». Основная идея методики Дьенеша состоит в том, что для успешного обучения азам математики детям вовсе не придется решать скучные примеры – вместо этого они будут играть! В одном наборе – 48 логических блоков, которые отличаются друг от друга по четырем признакам: форма (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг), цвет (красный, желтый, синий), величина (большой, маленький) и толщина (толстый тонкий). Каждый блок уникален, то есть ни один из них не повторяет полностью свойства другого. Игры с «Блоками Дьенеша» всегда подразумевают выборку деталей и классификацию по тому или иному признаку: все синие, все, кроме треугольников, только тонкие круги и так далее. Применяется и обратный прием, когда нужно выбрать все не-желтые фигуры или все не-круги. Из выбранных фигур, как из мозаики, можно составить какое-то изображение, а можно, к примеру, поделить их между игрушками, представив, что это вкусные конфеты (кукле достанутся все красные, мишке – все желтые, зайке – все синие). Постепенно задания можно усложнять, увеличивая количество признаков и используя блоки как счетный материал. С помощью блоков ребенок знакомится с эталонами геометрических форм и основными цветами, научится конструировать на плоскости узнаваемые изображения и кодировать информацию с помощью условных обозначений, разовьет пространственное воображение и отточит свои логические способности.

Альбомы для игр с Палочками и Блокам

 

 

Несмотря на кажущуюся простоту, палочки и блоки обладают удивительно широкими игровыми возможностями.

Для занятий с ними существует множество альбомов с интересными заданиями, занимательными сюжетами и красочными иллюстрациями.

Ребенку предлагается расположить блоки или палочки (а иногда и те и другие) на цветной схеме, чтобы получить сюжетную картинку.

Например, в одном из заданий ему предстоит сделать из блоков бусы для мамы, а в другом – изобразить с помощью палочек сказочных персонажей.

Напечатанная картинка при этом становится объемной, и ребенок сразу видит положительный результат своих стараний.

Опираясь на готовые схемы, родители и педагоги смогут создать свои собственные, нарисовав их на компьютере или от руки.

Вы убедитесь, что блоки и палочки учат фантазировать не только детей, но и взрослых!

Альбомы по «Блокам Дьенеша» и «Палочкам Кюизенера» будут интересны детям от 2 до 8 лет. В раннем возрасте рекомендуется начинать с серии «Для малышей» (2-4 года).

Она  содержит элементарные, понятные ребенку задания, которые знакомят его со свойствами деталей и сразу же вводят игровой элемент.

На этих занятиях кроха производит свои первые мыслительные операции (поиск одинаковых палочек, сборка фигуры из одних только треугольников и т.п.). Следующие уровни сложности – от 4 лет и альбомы «Для старших» (5-9 лет).

Здесь ребенку предлагаются более разнообразные и творческие задания, в которых ему придется разгадывать таинственные шифры, решать своеобразные ребусы, проходить сквозь лабиринты – иначе говоря, быть очень внимательным и сообразительным

Что развивают «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша»

Палочки и блоки учат ребенка не только считать, но и думать.

Занятия с этими пособиями разовьют у него навыки решения логических задач, аналитические и конструкторские способности, пространственное, абстрактное и образное мышление.

Ребенок научится сравнивать, классифицировать и противопоставлять предметы по различным признакам, логически объяснять свой выбор, делать выводы из своих умозаключений.

Также в процессе игры он будет использовать фразы с частицей «не», со словами «больше/меньше», «короче/длиннее», «толще/тоньше», «все», «такой же», «ни один» и другими.

Кроме того, игры с палочками и блоками активно развивают алгоритмическую культуру мышления, столь необходимую в современном информационном обществе.

Под ней понимается способность человека ставить перед собой задачу и находить эффективные способы ее решения, разбивать это решение на ряд простых шагов и составлять план своих действий.

Усвоив это ценное качество еще в детстве, ребенок будет более уверенно чувствовать себя в школе и во взрослой жизни, когда ему придется решать «логические задачки» совсем другого уровня.

Для дошкольников особенно актуально то, что обучение с палочками и блоками происходит в форме веселой игры.

Малыш занимается с удовольствием, и буквально через несколько занятий вы сможете гордиться его успехами!

Игры Воскобовича

 

Оригинальность этих пособий начинается с самого автора – инженера-физика Вячеслава Воскобовича.

Много ли на свете ученых, которые из физики ушли в педагогику, да еще и разработали уникальную методику раннего развития?

На создание развивающих игр изобретателя вдохновила его собственная семья. Однако очень скоро игры Воскобовича получили широкое распространение и мгновенно заслужили любовь воспитателей, родителей и всех любознательных малышей.

Педагога-новатора многократно приглашали и до сих пор с удовольствием приглашают на специальные семинары, во время которых он делится своим ценным опытом.

Первые игры Воскобовича увидели свет в начале 90-х годов прошлого века, иными словами, в период Перестройки.

Ассортимент игрушек в это «смутное» время оставлял желать лучшего: все, что можно было увидеть в витринах детских магазинов – это игры, хорошо знакомые еще нашим бабушкам и прабабушкам.

Классику, конечно, никто не отменял, но ведь в науке уже шли активные разговоры о педагогике будущего!

Вячеслав Валерьевич смело перешел от разговоров к делу, и результатом его творчества стала новейшая педагогическая технология «Сказочные лабиринты игры».

Почему именно технология? Потому что она в корне отличается от методики тем, что опирается не на сухую теорию, а на практику, на реальный игровой процесс. Ребенок получает знания, тренирует навыки и познает окружающий мир во время веселой, занимательной и умной игры.

Чтобы мотивировать ребенка вступить в игру, принять ее правила, все игры Воскобовича обрамлены захватывающим сказочным сюжетом.

Герои в каждой сказке разные, но они все вместе живут в волшебном Фиолетовом Лесу.

По сюжету, ребенок не просто выполняет то или иное задание, но еще и помогает своим новым друзьям – сказочным персонажам.

Ведь с ними за компанию учиться гораздо интереснее!

Например, в игре «Геоконт» ребенок вместе с Малышом Гео и Пауком Юком построит из разноцветных резинок-паутинок замысловатые геометрические узоры, а «Конструктор букв» – это набор для фокусов, которым юного чародея научит

великий маг Филимон Коттерфильд.

Одно из главных преимуществ опосредованного игрового обучения для дошкольников – это возможность сразу наблюдать результат своих действий. Выполнил задание – и тут же видишь, чему научился!

Это отличная мотивация для того чтобы продолжать игру на более сложных уровнях, развивать свои умения и добиваться новых блестящих результатов.

К особенностям игр Воскобовича также относятся их многофункциональность и большой возрастной диапазон.

Под многофункциональностью подразумевается широкий спектр развиваемых качеств, который предоставляет каждое пособие.

Даже если основная цель игры, к примеру, познакомить ребенка с буквами или счетом, то в процессе будут тренироваться и его логика, пространственное воображение, координация движений, речь, фантазия.

Ключевой навык, который развивает каждая игра Воскобовича, – это способность к творчеству, умение нестандартно мыслить, искать и находить решение поставленной задзадачи

Кроме того, одна и та же игра Воскобовича будет интересна и малышу 3 лет, и ученику младших классов, потому что сказка содержит задания различной сложности.

Так,постепенно, год за годом, ребенок получит комплексные знания по той или иной теме и приобретет необходимую базу для дальнейшего обучения в школе. Ребенок и взрослый в игре участвуют на равных: здесь нет младших и старших, учеников и наставников, а только партнеры.

Ребенок гораздо охотнее играет в такой обстановке, когда он знает, что его никто не отругает и не раскритикует за ошибку.

В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания.

Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение.

Пенелопа Лич, автор книги о развитии детей до пяти лет, пишет: «Если вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам.

Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя), когда таковой ему потребуется.

Что он будет делать с этим оборудованием - это уже его забота.

Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость»

 Заместитель заведующей по ВР: Меньшаева Л.М.

20 ноября 2020 в 16:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.