МБДОУ-детский сад №8 «Огонёк» г. Моздок

Консультация для педагогов " Построение развивающих занятий"

  Консультация для педагогов

Построение развивающих занятий

 

«….развивающее и традиционное  обучение являются

альтернативными, но не конкурирующими системами.....

Вопрос выбора той или иной из них – это по

существу вопрос выбора той или иной цели  образования»

В.В. Репкин

 

 

 

Требования общества к обучению сегодня

 

В наше время человеку для того, чтобы позиционировать себя в обществе как личность, необходимо проявлять творческую активность, непрерывно учиться и совершенствоваться. Поэтому сегодня в обучении на первое место выдвинута задача развития ребенка и в частности развитие способностей. Без сомнения ребенок будет развиваться в процессе любого обучения, но на современном этапе необходимо целостное развитие каждого ребенка, что предполагает максимально разностороннее и гармоническое развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной личности

В Федеральном государственном образовательном стандарте

к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорится, что сегодня дошкольное образовательное учреждение должно работать по Программе, содержание которой включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально- личностному, познавательно, речевому и художественно-эстетическому.

Сегодня много внимания уделяется дошкольному воспитанию, созданию условий и обеспечению равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе, по формированию предпосылок учебной деятельности у дошкольника.

Для воспитателя становится необходимым не только осознанное понимания структуры и особенностей содержания игровой деятельности, но и понимание того, как можно выстраивать, опираясь на дошкольный опыт ребенка, основу будущей, новой для него учебной деятельности.

Известные психологи и педагоги говорят о том, что знания ребенку не следует давать в готовом виде.

Это означает, что педагог должен уметь моделировать такие ситуации, когда у ребенка появляется потребность в определенном понятии или способе действия, а также организовывать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знаниями.

Многим педагогам психологически трудно отказаться от сложившихся стереотипов (например «вкладывать» в ребенка как можно больше информации), сменить ценностные ориентиры и быть готовыми к принятию принципиально иной педагогической позиции.

Однако в современных условиях педагог должен владеть принципиально новой развивающей технологией, уметь работать с новым, непривычным для него содержанием обучения.

Это требует, прежде всего, психологической готовности педагога и осознания потребности в овладении именно современной развивающей системой обучения. Он должен уметь работать с новым содержанием, знать современные развивающие методики.

В чем состоит главное отличие развивающего обучения от классического, традиционного?

Модель построения обучающего (традиционного) занятия

 

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

 Мотивация деятельности

Возникновение интереса к новой деятельности, готовность к восприятию

 Изложение учебного материал

Восприятие

Подведение итогов занятия. Индивидуальная оценка детей

Возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельностью

Закрепление учебного материал

Осмысление

 Определение новых целей

Возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельностью

Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация-восприятие-осмысление», и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющем большинстве случаев

Модель построения развивающего занятия

 

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

Создание проблемной ситуации

Возникновение состояния «Хочу знать»

Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, дополнительная мотивация

Управление самостоятельным поиском

Самостоятельный поиск

Совместное подведение итогов, выдвижение гипотез

Развивающее занятие обеспечивает творческое усвоение знаний. Технология такого занятия включает проблемные методы введения знаний, продуктивные задания на их воспроизведение, что помогает детям самостоятельно сформулировать тему занятия или вопрос для исследования, обеспечивает мотивацию к усвоению нового материала.

Поиск решения проблемы организуется побуждающим к гипотезам диалогом, который представляет собой отдельные вопросы, стимулирующие мысль ребенка. Продуктивные задания на воспроизведение обеспечивают выражение знания в разной форме, углубляют понимание нового материала.

Каждый ребенок должен сам и по-своему выразить полученное на занятии знание и представить на суд педагогу и сверстникам собственный продукт. (Отсюда и название - «продуктивные задания»).

Степень активности взрослого зависит от возраста детей.

Для младших дошкольников взрослый является непосредственным участником, что свидетельствует о субъективной самостоятельности детей.  

Для детей старшего дошкольного возраста взрослый становится советчиком, партнером, ориентиром в выборе преобразующей деятельности.

Развивающее занятие обеспечивает более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.

Успех обучения в равной мере зависит и от взрослых, и от детей.

При этом очень важно так построить образовательный процесс, чтобы ребёнок стал настоящим субъектом, принимающим на себя активную роль.

Как же это происходит?

1. Процесс возникновения проблемы

Поиск проблем – дело не простое.

Известный философ Ф. Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока один, наконец, не поднимет его».

Многие ученные утверждают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем её решить.

Рассуждения о том, что появление и ясное формулирование должно предшествовать исследованию, верно, лишь частично.

Формально это так, но реальный процесс творчества – это всегда попытка сделать шаг в неизведанное.

Поэтому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена.

Выполняя эту часть работы с детьми, необходимо проявлять гибкость и не всегда требовать непременного ясного осознания и формулирования проблемы. Иногда достаточно её общей приблизительной характеристики, а не чёткого словесного оформления её

2. Процесс решения проблемы

Чаще всего организовывается через поиск решения в подгруппах и группах дошкольников.

На занятиях проблемы бывают ясные или скрытые, которые не всегда необходимо проговаривать.

Основная задача проблемной ситуации – помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил один ребёнок (или несколько) и включить их в активную поисковую деятельность.

Максимально используя проблемы, выдвигаемые детьми важно создавать ситуации специальными заданиями, закрытыми и открытыми вопросами, которые дают ребёнку возможность рассуждать – обнажить, заострить противоречия в сознании ребёнка и выявить из этих преднамеренных ситуаций противоречия, которые он способен замечать (например, проблема сохранения чистой воды на планете: возникают противоречия: зачем её беречь, воды много; а сколько её нам нужно, ведь за один день мы употребляем её не много; а ведь вода нам нужна на каждый день и ведь не только нам людям, но и растениям, и животным, и так далее) .

Стоит только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы её решения – изобретать гипотезы.

Новое знание осознаётся в форме гипотезы.

Поэтому одним из базовых знаний юного исследователя и является умение их выдвигать, строить предположения.

В этом процессе требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность и даже такие личностные качества, как решительность и смелость.

Гипотезы рождаются как в результате логичных рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Поэтому для занятий годятся любые фантастические гипотезы и даже провокационные идеи, так как они необходимы, как возможные варианты решения проблемы.

Их ценность в том, что они заставляют выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно.

Для детей гипотеза становиться важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск решения какой-либо проблемы.

Создание проблемных ситуаций, побуждает детей делать предположения делать выводы и, что очень важно, научить, не бояться допускать ошибки. «Боясь ошибиться, ребёнок не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого, он будет решать только лёгкие проблемы», что неизбежно приведёт к задержке интеллектуального развития (А. М. Матюшкин)

3. Процесс определения формы занятия

На этом этапе активность педагога высока и проявляется:

- в организации занятия;

- в определении цели занятия с постановкой проблемы, которая задаётся детям явно или в скрытой форме;

- в определении формы занятия (в группах, в парах или индивидуально). Распределения на пары или группы происходит по желанию детей, с использованием знаковой системы, жребия.

Но иногда приходиться вмешиваться в этот процесс для соблюдения равновесия.

Если одна группа получается значительно слабее другой, необходимо взаимо заменять одного - двух детей.

Для формирования пар существует правило: сильный занимается вместе со средним, средний со слабым, сильный с сильным.

Пары в составе слабый – слабый не формируются, так как уровень, к которому нужно стремиться будет низок

4. Процесс проведения развивающего занятия

Здесь наблюдается возрастающая активность детей.

На первых этапах внедрения развивающего обучения детям оказывалась помощь в определении порядка выполнения этапов работы в паре, например: посоветуйтесь и5 решите, кто будет вырезать туловище и голову бабочке из цветной бумаги, а кто будет вырезать крылья.

На традиционных занятиях позиция педагога была доминирующей.

А здесь, педагог не идёт за ребёнком, не идёт далеко впереди, а между только на пол шага.

5. Процесс подведения итога занятия

Активность педагога на этапе подведения итога занятия значительно уменьшается, инициатива переходит к детям.

На занятиях осуществляются следующие виды оценки.

По времени оценивания: - прогностическая (перед выполнением задания) . - ретроспективная – поэтапная (в конце занятия или после выполнения задания, когда был достигнут результат) .

Оценка по субъекту оценивания: - самооценка – дети оценивают себя сами, без боязни, не стесняясь, с желанием. - взаимооценка – дети оценивают друг друга. - оценивает педагог («у вас получилось», «я с вами согласна», «не согласна», проводиться обобщение детских высказываний.)

Также используется содержательная и эмоциональная оценка по окончанию занятия.

Таким образом, если ранее на занятиях традиционной формы активность педагогов была велика, то на занятиях развивающего обучения активность в основном принадлежит детям: дети ведут поиск решения проблемы; - распределяют этапы работы в группах и парах; - самостоятельно выполняют практическую работу; - подводят итог проделанной работы и определяют степень решения данной проблемы.

Внедрение развивающих занятий предполагает осуществление ряда инновационных преобразований в процессе обучения и воспитания.

Они касаются, прежде всего, создания предметных условий для развития самоценных форм активности детей, т. е. составления таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и созданию коммуникативных условий для поддержки активности воспитанников.

Заместитель заведующей по ВР: Меньшаева Л.М.

20 ноября 2020 в 16:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.