Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка.
Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Воспитанники нашего дошкольного учреждения проживают в разных районах города естественно и школы они посещают разные . В районе города находится 7 школ. Соответственно воспитанники уходят в них по 3-4 человека. Поэтому преемственности как таковой у нас ни с одной школой нет.
Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям:
· методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами доу и школы);
· работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, участие детей наших выпускников в мероприятиях ДОУ, рассказы и беседы с ними о школе).
· работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Задачи:
1.Осуществление педагогической пропаганды среди родителей, широкой общественности по разъяснению целей воспитания, обучения и подготовки к школе.
2.Усовершенствование форм организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
3. Развитие ведущей деятельности каждого периода детства:
- игровой – в младшем дошкольном возрасте;
-учебной – в старшем дошкольном возрасте.
Это важнейший фактор психического и личностного развития ребенка, безболезненной адаптации к последующей ступени образования.
Создание системы обучения, обеспечивающее эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на данных ступенях образования.
Преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой осуществляется по следующим направлениям.
1. Согласованность целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
Образовательно-воспитательный процесс подчинен становлению личности ребенка (развитию его компетентностей).
Способствует развитию у ребенка следующих качеств: креативности, интеллектуальности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки.
3. Формирование социальной успешности у детей с недостатками в физическом и психическом развитии, а также у детей из неблагополучных семей;
4. Повышение родительской компетентности в развитии и воспитании ребенка «успешного первоклассника» в соответствии с ФГОС;
5. Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования;
Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного начального общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности.
При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7г.
Полноценное развитие ребенка от данной ступени образования к последующей возможно только при соблюдении непрерывности всех ступеней образования.
ПЛАН
1-ый этап подготовительный
Методическая работа
|
Мероприятие |
Участники |
Ответственный |
Сроки |
Результат |
1. |
Продолжать изучение материаловФГОС:
программ начального образования |
Воспитатели подготовите-льной и старшей групп |
Воспитатели
подготовите-льной и старшей групп |
Сентябрь |
Повышение профессиональ-ной компетенции |
2. |
Подбор методических пособий, демонстрационного материала, соответствующего ФГОС |
Воспитатели |
Воспитатели |
Сентябрь |
Программы, наличие пособий, демонстрационного материала |
3. |
Разработка критериев проведения ОД на основе системно-деятельностного подхода |
Воспитатели |
Воспитатели |
Сентябрь |
Критерии |
Наглядно-информационная агитация |
1. |
Информация на сайте ДОУ «Прием в 1-ый класс» (о начале приема в 1-ый класс, правила приема, |
Зам.зав.по ВР |
Зам.завед.по ВР |
Октябрь, далее в течение года |
Повышение родительской компетенции |
2. |
Оформление наглядных материалов для родителей (папок-передвижек, создание памяток, буклетов) |
Воспитатели подготовитель-ной и старшей групп. |
Воспитатели |
Октябрь, далее в течение года |
Повышение родительской компетентности и профессиональной компетентности педагогов |
|
|
|
|
|
|
|
Работа с детьми
№ |
Мероприятие |
Участники |
Ответственный |
Срок |
Результат |
1. |
Мониторинг промежуточных результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» Н.Е.Вераксы |
Дети подготовительной и старшей
групп |
Воспитатели |
Октябрь |
Аналитическая справка |
Работа с педагогами
№ |
Мероприятие |
Участники |
Ответственный |
Срок |
Результат |
|
Анкетирование «Готовность педагогов к реализации ФГОС в образовательном процессе ДОУ» |
Воспитатели, специалисты |
Воспитатели подготовительной старшей групп |
Октябрь |
Повышение профессиональной компетентности педагогов |
Работа с родителями
№ |
Мероприятие |
Участники |
Ответственный |
Срок |
Результат |
1. |
Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе?» |
Родители |
Воспитатели подготовительной и старшей групп |
Сентябрь |
Аналитическая справка |
|
2. |
Анкетирование «Насколько вы готовы быть родителем школьника? |
Родители |
Воспитатели
групп |
Сентябрь |
Аналитическая справка |
|
|
|
|
|
|
|
|
2-ой этап - основной
Работа с детьми
№ |
Мероприятие |
Участники |
Ответственный |
Сроки |
Результат |
1. |
Праздник « 1 сентября-День знаний» |
Дети подготовительной и старшей групп |
Воспитатели |
Сентябрь |
Сайт детского сада |
2. |
Беседа на тему: «Школа – это интересно» |
Дети подготовительной и старшей групп |
Воспитатели |
Сентябрь-декабрь |
Фотовыставка. |
3. |
Экскурсии по школе. Знакомство со школой (классы, библиотека) |
Дети, воспитатели |
Воспитатели, учителя начальных классов |
Ноябрь |
Развитие школьной мотивации |
4. |
Экскурсия
Вбиблиотеку (знакомство с книгами, профессией библиотекаря) |
Дети, воспитатели |
Воспитатели. |
Январь |
Фотовыставка |
5. |
Выставка детских работ |
Дети |
Воспитатели. |
Январь |
Трансляция достижений детей |
6. |
Совместные спортивные состязания |
Дети подготовительной и старшей групп, уч-ся 1-го класса |
Воспитатель. |
Апрель |
Трансляция достижений детей |
Работа с педагогами |
№ |
Мероприятия |
Участники |
Ответственный |
Сроки |
Результат |
1. |
Семинар «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГОС» |
Воспитатели подготовительных групп, учитель начальных классов, заведующая, зам.заведующей по ВР |
Заведующий. |
Сентябрь |
Повышение профессиональной компетентности педагогов |
2. |
Педагогическое совещание «Преобразование образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования и новыми СанПиН» |
Воспитатели, заведующий |
Заведующий |
Октябрь |
Повышение профессиональной компетентности педагогов |
3 |
Совещание «Результаты тестирования у первоклассников» |
Воспитатели подготовительной и старшей групп, |
Зам.заведующей по ВР |
Октябрь |
Корректировка программ и методики подготовки будущих первоклассников |
4 |
Консультация для воспитателей детского сада «Развитие любознательности у ребенка дошкольного возраста, как основы развития познавательных способностей» |
Воспитатели. |
Воспитатель |
Октябрь |
Выстраивание преемственности в содержании подходов, форм, методов и технологий обучения и воспитания |
5 |
Посещение уроков в первом классе воспитателями подготовительной и старшей групп |
Учитель начальных классов, воспитатели |
Завуч школы |
Январь |
Обмен опытом |
Работа с родителями
|
№ |
Мероприятие |
Участники |
Ответственный |
Сроки |
Результат |
1 |
Родительское собрание «Роль семьи в подготовке ребенка к школе» |
Родители, воспитатели |
Воспитатели |
Сентябрь |
Избежание провоцирования родителями искусственной акселерации |
2 |
Конкурс детских рисунков «Я – будущий ученик» |
Воспитатели, родители, дети |
Воспитатели |
Апрель |
Трансляция достижений детей совместно с родителями |
3 |
Консультации для родителей будущих первоклассников |
Родители, воспитатель |
Воспитатели |
В течение года |
Помощь родителям в подготовке ребенка к школе |
3-ий этап – заключительный
|
№ |
Мероприятие |
Участники |
Ответственный |
Сроки |
Результат |
1 |
Мониторинг итоговых результатов школьной готовности детей |
Дети подготовительной и старшей
групп |
Воспитатель |
Март |
Аналитическая справка |
2 |
Мониторинг результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы |
Дети подготовительной и старшей
групп |
Воспитатель |
Апрель |
Сводная таблица, отчет |
3 |
Мониторинг родителей «Оценка удовлетворенности качеством работы педагогов на ступени преддошкольного образования» |
Родители |
Воспитатель |
Май |
Аналитическая справка |
4 |
Создание портфолио дошкольника - выпускника |
Воспитатели, дети, родители |
Воспитатель |
Май |
Трансляция детско-родительских отношений |