МБДОУ-детский сад №8 «Огонёк» г. Моздок

Критерии готовности ребёнка к школе

 Критерии готовности ребенка к школе. Какие требования выдвигает ФГОС?

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?

Стандарт выдвигает три группы требований:

• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. Каково участие родителей?Статья 44 «Закон об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

 

 

Критерии готовности:

1. физическая

2. интеллектуальная

3. социальная

4. мотивационная.

Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный.

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

- к новому педагогу;

- к новому коллективу;

- к новым требованиям;

- к повседневным обязанностям.

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу: 

Советы родителям:

· Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

· Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

· По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

· Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

· Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

· Будьте внимательны к жалобам ребенка.

· Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

· Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

· Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

· Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

· Приучайте ребёнка к самостоятельности.

· Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его

любознательность.

· Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

• уметь чётко произносить все звуки речи;

• уметь интонационно выделять звук в словах;

• уметь выделять заданный звук в потоке речи;

• уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

• уметь произносить слова по слогам;

• уметь составлять предложения из 3-5 слов;

• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;

• уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);

• уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке»«На детской площадке»,«За грибами»«Отдых на море» и т. д.)

• уметь составлять несколько предложений о предмете;

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

• уметь наизусть читать любимые стихотворения;

• уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:

• знать цифры от 0 до 9;

• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;

• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

• знать знаки +, -, =, <, >;

• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)

• уметь соотносить цифру и число предметов;

• уметь сравнивать две группы предметов;

• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

• уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;

• знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;

• уметь оперировать понятиями: «налево»«направо»«вверх»«вниз»«раньше»«позже»,«перед»«за»«между» и т. д. ;

• уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

• уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности(например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

• уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);

• уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);

• иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);

• знать названия 1-3 комнатных растений;

• знать названия 12 месяцев года;

• знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:

• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

• знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Общий кругозор:

- Фамилия, имя.

- Дата рождения.

- Свой возраст.

- Имя и отчество родителей.

- Домашний адрес.

- В какой стране живет.

- Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).

- Знание растений.

- Знание профессий, видов спорта, транспорта.

- Быт людей.

Уметь объяснить закономерности природных явлений.

- Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

Мышление:

- Определение четвертого лишнего.

- Классификация, обобщение.

- Сходство/различия.

- Умение решать логические задачи.

- Сложение фигур из частей.

- Сложение из счетных палочек.

- Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

Внимание:

- Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).

- Переключение.

- Распределение.

Память:

- Повтор 10 слов или цифр.

- Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).

- Пересказ текстов.

Речь:

- Артикуляция, произношение.

- Отвечать на вопросы и задавать их.

- Строить рассказы по картинкам.

- Сочинять сказки.

- Составлять предложения.

- Заучивать наизусть стихи, прозу.

Моторика:

- Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

- Уметь чертить прямую линию.

- Писать печатную букву по образцу.

- Вырезать из бумаги.

- Аккуратно клеить.

- Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.

- Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.

- Изготавливать аппликации.

Математические знания:

- Знать цифры (от 0 до 9).

- Называть числа в прямом и обратном порядке.

- Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.

- Соотносить цифру и число предметов.

- Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).

Я и общество

Дети должны знать:

- название нашей страны и её столицы;

- флаг, герб России;

- название родного города, села, свой адрес.

Дети должны иметь представление:

- о всенародных праздниках;

- о труде людей в городе и сельской местности.

Дети должны уметь рассказывать о своей семье.

Предметный мир

Дети должны уметь:

- сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

- называть материалы, из которых они изготовлены;

- понимать значение обобщающих слов.

Математические знания

Дети должны знать:

- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);

- состав чисел из двух меньших.

Количество и счет

Дети должны уметь:

- сравнивать по длине, высоте, ширине;

- ориентироваться на листе бумаги;

- различать форму предметов;

- составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

- измерять длину предметов с помощью условной мерки;

- сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

Предметный мир

Дети должны уметь:

- сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

- называть материалы, из которых они изготовлены;

- понимать значение обобщающих слов.

Неживая природа

Дети должны:

- иметь представление о сезонных изменениях в природе;

- определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

Животный мир

Дети должны иметь представление:

- о домашних и диких животных;

- о перелетных и зимующих птицах;

- о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир

Дети должны иметь представление:

- об условиях необходимых для роста растений;

- о лесных ягодах и грибах;

- об овощах и фруктах;

- о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Крупная моторика

Дети должны уметь:

- прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;

- точно ловить и кидать мяч;

- на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;

- застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Мелкая моторика

Дети должны уметь:

- проводить прямые, не дрожащие линии;

«видеть» строку и писать в ней; - видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.

28 мая 2019 в 12:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.