МБДОУ-детский сад №8 «Огонёк» г. Моздок
|
Консультация " Позиции воспитателя"КАРАБАС-БАРАБАС или…….. ( Позиция воспитателя.) Развитию творческого потенциала ребёнка может способствовать осознание воспитателями позиции , которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций , каждая из которых может проявляться в чистом виде , но могут быть комбинации из разных позиций. Полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитателю удаётся занять позицию , способствующую этому развитию. Ниже описаны семь воспитательских позиций . Шесть из них не обеспечивают полноценного развития способностей , а седьмая адекватная , воспитательская позиция приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребёнка. Все позиции представлены через образы , что позволит читателю легче понять каждую из них, а также способы , которыми осуществляются воздействия на ребёнка. КАРАБАС – БАРАБАС: Карабасу – Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия : « плётку», окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает , а дрессирует , добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний , умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика , некоторые убегают от него, но большинство не смеют и убежать. Но те и другие в его присутствии не показывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним. Позиция воспитателя- Карабаса –Барабаса приводит , во первых, к тому , что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний , умений, навыков. Во –вторых . у детей возникает двойственность( это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.
МАЛЬИНА – благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы , которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которая она считает истинными, но у неё отсутствует гибкость , она не допускает иных способов поведения , решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной , экстремальной ситуации побега от Карабаса- Барабаса Мальвина оказывается беспомощной , неспособной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения. Позиция воспитателя – Мальвины приводитдетей к ограниченной психической активности , воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому , что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам , гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.
КРАСНАЯ ШАПОЧКА: ведёт себя так, как это свойственно ребёнку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу , не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с волком поговорила, и адрес бабушкин дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то , что всё как-нибудь образуется. Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки- предъявление своего натурально- ситуативного « Я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести . Это опасно для детей , потому, что воспитатель- Красная Шапочка в качестве образца задаёт непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудесные решения , а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия. Позиция воспитателя – Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей , присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения. СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА:, как легко догадаться , спит. Окружающая действительность для неё не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам( грёзам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия , способы решения задач с тем , как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе , они « варятся в собственном соку», т.е. перенимают друг у друга как « компетентность», так и « неком-петентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя по 8-9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными , разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватил третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель-Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое , в свою очередь, тормозит психическое развитие. НАСЕДКА любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая , где и как следует добывать червячков и зёрнышки. Она постоянно тревожится о своём потомстве, кудахчет, скликая цыплят под своё крыло, под свой неусыпный контроль.. Воспитатель , занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.. Знаменитый фонвизинский Недоросль, воспитанный мамашей –наседкой, заявлял : « Зачем мне география, когда есть извозчики»,
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры( « ледяные головоломки»). Для Кая « ….эти фигуры были чудом искусства, а складывая их – занятием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снежной королевы превратили сердце Кая в кусок льда. « Ледяное сердце « Кая – символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы – власть над миром , и , в частности, над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом- подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет « зеркалом разума- самым совершенным зеркалом в мире». Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы , обучает такому же движении., т.е. процессу ради процесса, лишённому смысла. Это приводит к тому , что дети ( а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. Снежная королева искусно воспитывает рабов и функционеров.
МЕРИ ПОППИНС- весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая , как следует себя вести в разных ситуациях ( как в сказочных , так и в реальных). С другой стороны , Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т.е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель – Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны , преследуя одну-единственную цель – развитие ребёнка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи , создаёт условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе , превращая её при этом в программу ребёнка. Журнал « Обруч» № 3 , 2007г Татьяна Лаврентьева , Канд.психолог.наук, старший Научный сотрудник, профессор кафедры « Дошкольная психология и педагогика» факультета « Психология образования» МГППУ, сотрудник Психологической консультации МГППУ, Лауреат премии « Гранты Москвы», Лауреат премии Президента РФ. 4 июля 2018 в 14:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.