МБДОУ-детский сад №8 «Огонёк» г. Моздок

Учебный план на 2017-2018 уч.год

 Пояснительная записка

к учебному плану

по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

в МБДОУ детский сад №8 « Огонёк»

на 2017-2018учебный год.

1. Общие сведения

1.1.нормативно-правовая база

При составлении учебного плана по реализации основной общеобразовательной программы учитывались следующие нормативно-правовые акты:

 

1. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ( утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013г №1155) 2.Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» 3.Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». № 273- ФЗ. от 29.12.2012 4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г.№ 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.» 5.Устав № 57-Р  от 14.12.2015г МБДОУ №8 « Огонёк» .

1.2.Сведения о примерной ООП по которой работает ДОУ

1.2.1. Основная программа

Коллектив МБДОУ №8 «Огонёк» работает по комплексной программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

 Организация образовательной деятельности  педагогами строится на основании составленных комплексно – тематических планов, средств, форм и методов воспитания и обучения детей, обеспечивающих получение образования, соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам  дошкольного образования

Программное обеспечение

1. Базовая программа « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, В.В.Мозаика-СинтезМосква, 2014г.

2.Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ, составленная на

основе  основной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения

до школы» под редакцией  Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

  1. Воспитание детей раннего возраста Г.М.Лямина. Москва « Просвещение» 1974г.
  2. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева

Москва, « Просвещение» 1986г

  1. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада В.В.Гербова, А.И.Максакова

Москва, « Просвещение» 1986г.

6 Воспитание детей раннего возраста Н.М.Аксарина Москва « Медицина» 1969г

7 Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста С.Л.Новосёлова Москва « Просвещение», 1977г.

8 Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников Л.А.Венгер,

Москва « Просвещение» 1978г.

  1. Игры и занятия для малышей А.Ануфриева , О.Митюкова.
  2. Изобразительная деятельность младших дошкольников Т.Г.Казакова Москва

 « Просвещение»1980г.

  1. Игры –занятия с малышами А.Н.Фролова
  2. Занятия по развитию речи с детьми до трёх лет В.А.Петрова Москва, « Просвещение» 1970г
  3. Занятия по сенсорному воспитанию Э.Г.Пилюгина Москва « Просвещение» 1980г
  4. Физическая культура для малышей С.Я.Лайзане Москва « Просвещение» 1987г
  5. Развитие речи у детей 2-3 лет Л.Н.Смирнова Москва «Мозаика –Синтез» 2006г
  6. Аппликация с детьми раннего возраста( 1-3 лет) Е.А.Янушко .Москва « Мозаика-Синтез» 2006г
  7. Познавательное развитие детей 2-3 летЛ.НЮПавлова. Е.Б.Власова, Э.Г.Пилюгина .Москва.

« Мозаика-Синтез» 2004г

18.Экологическое воспитание младших дошкольников. С.Н.Николаева Москва « Мозаика –Синтез»2004г

19. Утренняя гимнастика для детей 2-3 лет Г.А.Прохорова. Москва «Айрис –Пресс» 2004г

Порциальные программы , методики нового поколения:

- « Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушакова; - « Основы безопасности  детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина; - « Экологическое воспитание дошкольников» С.Н.Николаева; - « Наш дом - природа» Н.А.Рыжова; - « Юный эколог» С.Н.Николаева - «Программа социального развития « Я-человек»; - « Программа социально- эмоционального развития « Я-ТЫ- МЫ» О.Л.Князева; - « Региональная программа « Мой край- моя святыня» Л.А.Бобылёва, А.В.Султанова. и -Методическая разработка творческой группы  ДОУ «  Родина моя – Моздок»». -. Программа  О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой  «Приобщение детей  к  истокам русской народной культуры. -.Программа музыкального развития «Ладушки»+ методический комплект программы

Направления развития и образовательные области

В структуре учебного плана выделены 2 части: основная и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Основная часть обеспечивает выполнение обязательной части программы.

В учебный план включены 5 направлений развития для реализации образовательного процесса:

Социально-коммуникативное;

Познавательное;

Речевое;

Художественно-эстетическое;

Физическое.

Социальнокоммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

формирование основ безопасности в быту, социуме,  природе.

Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов.

Включает следующие виды деятельности:

 - формирование основ безопасности;

- усвоение моральных и нравственных ценностей;

- трудовых навыков;

-игру.

Формирование навыков безопасности со второй младшей группы по подготовительную группу осуществляется ежедневно в совместной образовательной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности воспитанников.

В старшей и подготовительной группах осуществляется « Конструирование» , оно чередуется с « Ручным трудом».

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками осуществляется ежедневно в совместной образовательной деятельности взрослых и детей , а также в самостоятельной деятельности воспитанников. Усваиваются моральные и нравственные качества.

 

 

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Непосредственно образовательная деятельность ( НОД).

В первой младшей группе проводится 1 занятие ( по сенсорному развитию).

НОД « Математика» организуется со второй младшей группы по подготовительную группу.- 1 раз в неделю.

НОД « Ознакомление с окружающим миром» организуется с первой младшей группы по подготовительную – 1 раз в неделю.

Познавательная деятельность проводится с включением регионального компонента.

 

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

НОД « Развитие речи» , организуется с первой младшей группы по подготовительную – 1 раз в неделю.

НОД « Ознакомление с художественной литературой» интегрируется со всеми образовательными областями , а также проводится в процессе режимных моментов, в совместной образовательной деятельности педагога и воспитанников.

 

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру;

формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,  и др.).

НОД « Музыка» организуется во всех возрастных группах -2 раза в неделю. В первой младшей группе проводится по подгруппам.

НОД « Художественное творчество» ( Рисование) проводится во всех возрастных группах – 1 раз в неделю , проводится по подгруппам.

НОД « Художественное творчество» ( Лепка) проводится во всех возрастных группах -1 раз в неделю, проводится по подгруппам.

НОД « Аппликация»  проводится со второй младшей группы по подготовительную -1 раз в 2 недели и чередуется с НОД « Конструирование»

 

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

 

способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых  видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

НОД « Физическое развитие» организуется : в первой младшей группе – 2 раза в неделю , по подгруппам;

Со второй младшей по подготовительную группы- 3раза в неделю ( 1 занятие проводится на воздухе).

 

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и  реализуется в определённых видах деятельности:

 

 в раннем возрасте это:

1) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

2) экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),

3) общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

4) самообслуживание  и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.),

5) восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, 6) двигательная активность;

 

 для детей дошкольного возраста это:

1.)игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды

игры,

2) коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

3) познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),

4) восприятие художественной литературы и фольклора,

5) самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

6) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

7) изобразительная (рисования, лепки, аппликации),

8) музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских

музыкальных инструментах)

9) двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 

Каждому направлению соответствуют следующие образовательные области:

- Познавательное развитие  («Познание»,  «Чтение художественной литературы»

- Социально-коммуникативное развитие  («Безопасность», «Социализация», «Труд»).

- Художественно-эстетическое развитие («Художественное творчество», «Музыка»).

- Физическое развитие («Физическая культура», «Здоровье»).

- Речевое развитие («Чтение художественной литературы», «Предпосылки обучения грамоте», «Коммуникация»)

 

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в 2 основных моделях организации образовательного процесса - совместной деятельности детей и взрослых, в самостоятельной детской деятельности.

Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности детей и взрослых осуществляется, как в непосредственной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми - утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания). Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно - исследовательской, продуктивной, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтение художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. В соответствии  с санитарно эпидемиологическими нормами и правилами объем недельной образовательной нагрузки составляет:

1 младшая группа (дети третьего года жизни) - 1 часа 40 минут. 2 младшая группа (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 минут. средняя групп (дети пятого года жизни) - 3 часа 40 минут. старшая группа ( дети шестого года жизни) -5 часов 50 минут. подготовительная группа (дети седьмого года жизни) 8 часов 30 минут.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет:

- в первой младшей группе - 10 минут

- во второй младшей группе - 15 минут

- в средней группе - 20 минут

- в старшей группе - 25 минут

- в подготовительной группе - 30 минут.

 

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет:

- первая младшая группа - 20 минут

- вторая младшая группа - 30 минут

- средняя группа - 40 минут

- старшая группа - 50 минут

- подготовительная группа - 1 час 30 минут.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности не менее 10 минут

2. Особенности реализации учебного плана  (по ООП)

Для детей групп раннего возраста в неделю проводится 10 образовательных периодов, которые реализуются в разных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребёнка). В познавательно-исследовательскую деятельность  входят: исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование, познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы вынесено в режимные моменты. Конструирование чередуется с аппликацией, а рисование  с лепкой.

С детьми четвёртого года жизни в неделю запланировано 10 образовательных периодов.  В познавательно-исследовательскую деятельность  входят: исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование, познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы вынесено в режимные моменты. Конструирование чередуется с аппликацией, а рисование  с лепкой. Коммуникативная деятельность проводится в конце недели (подведение итогов тематической недели)  решает задачи речевого развития через общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.  Через игровую  деятельность реализуются  математическое  и сенсорное развитие. Одно из трёх занятий по физическому развитию проходит  на  воздухе.

Дети пятого  года жизни в неделю запланировано 11 образовательных периодов. В познавательно-исследовательскую деятельность  входят: исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование, познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы вынесено в режимные моменты. Конструирование чередуется с аппликацией, а рисование  с лепкой. Коммуникативная деятельность проводится в конце недели (подведение итогов тематической недели) решает задачи речевого развития через общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Через игровую  деятельность реализуются  математическое  и сенсорное развитие. Одно из трёх занятий по физическому развитию проходит  на  воздухе.

Для детей шестого года жизни проводится 13 образовательных периодов. Коммуникативная деятельность выведена  как 2 образовательных периода (один из которых чередуется с предпосылками обучения грамоте). В первое занятие познавательно-исследовательской деятельности входит: исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Второе занятие познавательно-исследовательской деятельности включает в себя познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Коммуникативная деятельность проводится в конце недели (подведение итогов тематической недели) решает задачи речевого развития через общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Чтение художественной литературы вынесено в режимные моменты. Конструирование чередуется с аппликацией, а рисование  с лепкой. Через игровую  деятельность реализуются  математическое  и сенсорное развитие. Одно из трёх занятий по физическому развитию проходит  на  воздухе.

В подготовительной к школе группе 14 образовательных периодов. Коммуникативная деятельность выведена  как 3 образовательных периода (один из которых решает задачи по обучению грамоте). Коммуникативная деятельность проводится в конце недели (подведение итогов тематической недели) решает задачи речевого развития через общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Три периода отведены познавательно-исследовательской деятельности. В первое занятие познавательно-исследовательской деятельности входит: исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Второе занятие познавательно-исследовательской деятельности включает в себя познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. На третьем занятии реализуются задачи математического  и сенсорного развития. Чтение художественной литературы вынесено в режимные моменты. Конструирование чередуется с аппликацией, а рисованию  и  лепке отводятся по периоду. Через игровую  деятельность дети  закрепляют знания и навыки полученные в течении тематической недели. Одно из трёх занятий по физическому развитию проходит  на  воздухе.

 

В МБДОУ №8 « Огонёк»  функционирует 5 групп от 2 до7 лет. Учебный план рассчитан на период с 1 .09. по 30.05. Продолжительность учебной недели составляет 5 дней с режимом работы с 7.30 до 18.00 . Определён летний оздоровительный период с 01.06.по 31.08 . В структуре учебного плана выделяются инвариативная ( обязательная) и вариативная ( модульная) части. Инвариативная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и реализуется через обязательные занятия непосредственной образовательной деятельности. Объём обязательной ( инвариативной ) части в учебном плане составляет более 60% от общего объёма основной общеобразовательной программы ДОУ. Часть , формируемая участниками образовательных отношений ( вариативная)-40%.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений проводится в большей мере во вторую половину дня., интегрируется с другими образовательными областями и реализуется в свободной деятельности взрослого и ребёнка. Программа « Мой край –моя святыня» Л.А.Бобылёва, А.В.Султанова,  методическая разработка творческой группой ДОУ « Моздок –моя родина»,  опыт работы МБДОУ №3 « Моздок –земли заветный уголок»  включаются во все образовательные деятельности.

Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и бытовой труд осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности воспитанников.

Образовательные области  интегрируются в течение недели по усмотрению воспитателя в зависимости от тематики и содержания ООД, а так же  в различных видах самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей.

3. Заключение

Организационной основой  реализации  Программы является перспективно-тематический план, связанный с ним непосредственно календарь событий и праздников.  Учебный план удовлетворительно оснащён учебно- методическими и дидактическими пособиями и является обязательным к исполнению для всех педагогических работников дошкольного учреждения.

 4e6e2aa5afdb9efa28a0b2350b65f48b.jpg

4

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальная деятельность

Музыкальное воспитание

2

8

72

2

8

72

2

8

72

2

8

72

2

8

72

Изобразительная деятельность

Рисование

0,5

4

36

0,5

4

36

1

4

36

1

4

36

1

4

36

Лепка

0,5

4

36

0,5

4

36

0,5

2

18

1

4

36

1

4

36

Аппликация

0,5

4

36

0,5

4

36

0,5

2

18

0,5

2

18

0,5

2

18

Конструирование

0,5

4

36

0,5

4

36

0,5

2

18

0,5

2

18

0,5

2

18

5

Физическое развитие

Физическая культура

2

8

72

3

12

108

3

12

108

3

12

108

3

12

108

Итого:

 

10

40

360

10

40

360

11

44

396

13

52

468

14

56

504

Часть, формируемая участниками образовательных отношений 40%

 

1

Региональный компонент 40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

4

36

1

4

36

 

Программа « Мой дом – моя святыня» Л.А.Бобылёва, А.В.Султанова;

Методическая разработка творческой группы ДОУ « Родина моя-Моздок!», опыт работы  старшего воспитателя МБДОУ №43 « Моздок –земли заветный уголок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество занятий

нед.

мес.

год

нед.

мес.

год.

нед.

мес.

год

нед.

мес.

год

нед.

мес.

год

 

итого

10

40

360

10

40

360

11

44

396

14

56

504

15

60

540

 

 

 

 

28 августа 2017 в 15:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.