СОДЕРЖАНИЕ
Проведение профилактических, закаливающих, оздоровительных и воспитательных мероприятий с детьми в летний период регламентируют:
- нормативные документы:
« От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения СанПин 2.4.1.3049-13 (с изменениями на 27 августа 2015 года) утвержденными главным государственным санитарным врачом РФ от 15.05.2013 № 26;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 25.11.2013.
- внутренние приказы:
1. «О создании рабочей группы по разработке плана подготовки ДОУ к летней оздоровительной работе»;
2. «Об утверждении плана подготовки ДОУ к летнему периоду»;
3. «Об организации работы ДОУ в летний период»;
4. «Об организации питания воспитанников в летний оздоровительный период»;
5. «Об усилении персональной ответственности по охране жизни и здоровья детей в детском саду и на детских площадках»;
6. «О проведении проверок комиссией по охране труда по организации и подготовки к летним оздоровительным мероприятиям».
- инструкций для сотрудников ДОУ:
1. «Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время труда в цветнике, на участке»;
2. «Инструкция по оказанию первой помощи детям при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, укусах насекомых, тепловом или солнечном ударах»;
3. «Инструкция по оказанию первой доврачебной помощи»;
4. «Инструкция по предупреждению детского дорожного травматизма».
Цели и задачи работы в летний оздоровительный период
Народная мудрость гласит: «Человек отдыхает не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу».
Лето пора отпусков – но может ли детская любознательность «уходить в отпуск»? Напротив летом отпущенное на волю детское любопытство многократно усиливается, подогреваемое новыми впечатлениями.
Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.
Основная цель работы педагогического коллектива в летний оздоровительный период - это создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и развития познавательного интереса, творческих способностей воспитанников.
Задачи работы с детьми:
Образовательная область «Физическое развитие»:
Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей
организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать
формированию положительного эмоционального состояния.
Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
Повышать работоспособность детского организма через различные формы
закаливания.
Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для
Развития двигательных умений каждого ребенка.
Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года.
Поддерживать инициативу детей в импровизации.
Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей
положительными эмоциями
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного
образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные
импровизации.
Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со
сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть
мир глазами творца-художника.
Предоставить свободу в отражении — доступными для ребенка художественными
средствами — своего видения мира.
Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к
изображаемому, экспериментировать с различными материалами, видами и
способами изображения.
Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и творчества.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к
узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития
ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности
мышления.
Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой.
Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств:
видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать предметы ,
элементы окружающего мира.
Образовательная область «Речевое развитие»:
Обогащать активный словарь воспитанников.
Развивать речевое творчество.
Знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, пониманию на слух
текстов различных жанров детской литературы.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»:
Развивать игровую деятельность воспитанников;
Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми;
Продолжать работу по формированию гендерной, семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств;
Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к
собственному труду, труду других людей, его результатам;
Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира
природы ситуациях и способах поведения в них.
Задачи работы с педагогами:
Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней
оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
Обеспечение методического сопровождения для планирования и организации
летнего отдыха.
Задачи работы с родителями:
Повышение компетентности родителей в вопросах организации летнего отдыха
детей.
Привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе педагогики
сотрудничества.
Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по
вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Планируемый результат:
Обогащение воспитанников новыми знаниями, яркими впечатлениями;
Снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни;
Количества случаев простудных заболеваний;
Средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных
заболеваниях)
Эмоционально-насыщенное, содержательное проживание ребенка в детском саду.
Удовлетворенность естественной потребности в движении, развивающееся в
двигательном творчестве.
Активность, инициативность, толерантность детей в общении.
Приобретение опыта нравственно-эстетического восприятия мира, проживания
событий, ситуаций.
Наличие интереса к миру природы, любознательность, проявление гуманных
способов взаимодействия с природным миром.
Проявление творческих способностей в различных видах детской деятельности.
Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и
родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
Для реализации летней оздоровительной компании разработана модель, которая состоит из следующих этапов:
1. Организационно - информационный:
1.1. создание условий для летней оздоровительной компании:
· подготовка и изучение нормативных документов, издание приказов, проведение инструктажа с сотрудниками по охране труда и укреплению здоровья детей в летний период, организация режима дня, режима питания, физического развития и воспитания;
· презентация проекта плана «Летний марафон» (создание условий и подготовка к
летней оздоровительной компании педагогического коллектива);
1.2. Анализ мероприятий по оздоровлению и закаливанию детей в летний период.
· создание условий для оздоровления и закаливания детей;
· мониторинг состояния здоровья детей;
· рациональная организация двигательной деятельности;
· система эффективного закаливания;
· лечебно – профилактическая работа;
· комплекс гигиенических мероприятий;
· консультативно – информационная работа педагогов и родителей.
1.3. Реализация комплексно-тематического планирования работы с детьми с учетом летних праздников и развлечений, дней Здоровья, целевых прогулок, организации выставок детского творчества и конкурсов семейного мастерства.
2. Административно – управленческий контроль:
· контроль и руководство за воспитательно-оздоровительной работой;
· административно – хозяйственная деятельность.
3. Организация методической работы:
· консультации;
· тематические выставки;
· разработка методических рекомендаций;
· оборудование и пополнение методического кабинета, групп, прогулочных
участков детского сада;
· Работа с семьей.
4. Заключительный:
· Анализ летней оздоровительной работы;
· мониторинг состояния здоровья детей;
· подведение итогов летней оздоровительной работы (с детьми – Общий просмотр презентации; с педагогами – Педагогический совет: Анализ летней оздоровительной работы: выделение положительных и отрицательных сторон).
·
№ п/п |
Содержание |
Срок реализации |
Исполнители |
Отметка о выполнении |
1.1. I этап:Организационно - информационный |
Создание условий для летней оздоровительной компании |
1. |
Педагогический совет «Подготовка к летней оздоровительной компании, утверждение проекта летней оздоровительной работы» |
Май 2017г |
Заведующая МБДОУ заведующий хозяйством,
зам.заведующей по
ВР
педагоги.
специалисты |
|
2. |
Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность МБДОУ «Детский сад № 8» в летний период |
Май 2017 г |
Заведующая МБДОУ,
зам.завед.по ВР |
|
3. |
Проведение инструктажа с сотрудниками:
- организация охраны жизни и здоровья детей;
- профилактика детского травматизма;
- предупреждение отравлений ядовитыми грибами и растениями;
- ОТ и выполнение требований ТБ на рабочем месте;
- оказание первой помощи при солнечном и тепловом ударе;
- профилактика пищевых отравлений и кишечных инфекций;
- организация и проведение трудовой деятельности с детьми в огороде, цветнике, участке.
- массовых мероприятий;
- по проведению спортивных и подвижных игр, спортивных соревнований;
- правила оказания первой помощи; |
Май
Июнь |
Заведующая, ответственный по охране труда, медицинский работник |
|
4. |
Проведение инструктажа с детьми:
- по предупреждению травматизма;
- соблюдение правил поведения в природе;
- соблюдение правил поведения во время выхода за территорию детского сада; |
Май
Июнь |
Зам.завед.по ВР,
педагоги. |
|
5. |
Издание приказов:
- о введении летнего режима пребывания детей;
- об организации работы групп по летнему плану работы;
- об организации приема вновь поступающих детей;
- об организации питания детей по летнему меню. |
Май
Июнь |
Заведующая МБДОУ
|
|
6. |
Организация и проведение консультаций для воспитателей и специалистов:
- «Организация закаливающих мероприятий»;
- «Организация детского творчества летом»;
- «Организация тематических площадок на территории МБДОУ «Детский сад №8» |
Май
Июнь
Июль |
Зам.завед.по ВР,
Инструктор по физической культуре, |
|
7. |
Утверждение проекта плана «Летний марафон» |
Май |
Заведующая МБДОУ |
|
1.2. II этап. Административно – управленческий контроль |
1. |
Административно – хозяйственная работа:
- завоз песка;
-нанесение разметки для подвижных и спортивных игр, беговой дорожки, городка по ПДД;
- подготовка спортивной площадки;
- пополнение выносного оборудования для различных видов деятельности (экспериментальной, познавательной, физкультурной и пр.) |
Май |
Заведующая МБДОУ,
зам.завед.поВР,
заведующий хозяйством |
|
2. |
Контроль за организацией закаливания, проведения подвижных игр, развлечений, досугов. |
в течение ЛОП |
Зам.завед. по ВР,
Мед.работник |
|
3. |
Контроль планирования и организации деятельности в течение дня: познавательно –исследовательской, опытно-экспериментальной, трудовой, экологической, игровой, физкультурно - оздоровительной и пр. |
в течение ЛОП |
Зам.завед. по ВР
Инструктор по физической культуре |
|
4.
. |
Тематический контроль
«Организация закаливания дошкольников в летний период» |
июль |
Зам.завед.по ВР
Инструктор по физической культуре |
|
5. |
Предупредительный контроль:
-анализ календарного планирования;
-соблюдение режима дня;
-финансово – хозяйственная
деятельность;
-выполнение натуральных норм питания;
-вовлечение родителей в детскую
деятельность;
-проверка наличия и сохранности
выносного оборудования
-готовность к новому учебному году. |
июнь - август |
Заведующая МБДОУ,
зам.завед по ВР, заведующий хозяйством, медицинский работник |
|
6. |
Оперативный контроль:
-выполнение инструкций по охране
жизни и здоровья детей;
-организация питания:
-документация,
-10 – дневное меню, витаминизация,
калорийность пищи;
-организация работы с детьми в течение
дня;
-проведение намеченных мероприятий;
-ведение документации;
-закладка основных продуктов;
-требований к организации
профилактических мероприятий;
-организации работы по ПДД, ПБ. |
июнь - август |
Заведующая МБДОУ,
зам.завед. по ВР,
заведующий
хозяйством,
медицинский
работник |
|
1.3. III этап. Организация методической работы |
1. |
Консультации для педагогов:
«Особенности организации работы с
детьми в летний период»;
«Правильная организация закаливающих
процедур»;
«Оказание первой медицинской
помощи»;
«Планирование и организация
спортивных игр на прогулке»;
«Организация детского творчества»
«Организация адаптационного периода»;
«Создание развивающей предметно
пространственной среды в группах». |
Май
Июнь
Июнь
Июнь
Июль
В течение ЛОП
Июнь |
Зам.завед.по ВР,
инструктор по физической культуре,
медицинский
работник |
|
2. |
Семинар:
«Система закаливания летом» (профилактические мероприятия и их влияние на детский организм, закаливание в летние месяцы, методы, приемы, способы проведения закаливающих мероприятий, требования к организации закаливания, ограничения для проведения данных процедур)
Семинар – практикум:
1) «Обучение элементам спортивных игр (мини-футбол, городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис .)
2) «Игры в адаптационный период».
3) Практикум на учебном перекрестке «Если свет зажегся красный?» |
в течение
ЛОП |
Зам. завед.по ВР
Инструктор по физической культуре |
|
3. |
Оформление памяток:
-кишечная инфекция;
-предупреждение травматизма;
-Где живут витамины? |
в течение
ЛОП |
Зам.завед.по ВР, медицинский работник
|
|
4. |
Тематическая выставка методических пособий в помощь педагогу:
-«Организация поисковоисследовательской
деятельности»;
-«Организация физкультурно –
оздоровительной работы летом»;
- «Организация спортивных игр с детьми»;
- «Создание развивающей среды в группе». |
Май |
Зам.завед.по ВР, инструктор по физической культуре |
|
5. |
Подготовка методических рекомендаций:
- организация работы по двигательной
деятельности с детьми в ЛОП;
- Оборудование Центров развития;
-Организация образовательного пространства и
развивающей среды в работе с детьми. |
в течение
ЛОП |
Зам.завед.по ВР
Инструктор по
физической
культуре
|
|
6. |
Подготовка к процедуре аттестации педагогических кадров |
по плану |
Зам.завед .по ВР |
|
7. |
Смотр-конкурс:
- Лучший сценарий «Кладовая идей»
- «Кто во что горазд!» (создание атрибутов для будущей презентации);
- «Конкурс рисунков «Берегите природу»;
- «Конкурс участков» |
в течение
ЛОП |
Зам.завед.по ВР,
Экспертная группа |
|
8. |
Индивидуальная работа с педагогами (по запросам) |
в течение ЛОП |
Зам.завед.по ВР |
|
3.4. Работа с детьми |
|
Комплексно - тематическое планирование воспитательной работы с детьми на летний период 2017 года |
По ежедневному планированию |
Зам.завед.по ВР, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
|
3.5. Физкультурно-оздоровительная работа |
1 |
Мониторинг состояния здоровья детей |
май |
Педагоги |
|
2 |
Организация двигательной активности детей через интеграцию образовательных областей |
в течение ЛОП |
Педагоги,
инструктор по физической культуре |
|
3 |
Организация приема детей, утренней гимнастики, образовательной деятельности по физической культуре на свежем воздухе. |
в течение ЛОП |
Педагоги
Инструктор по физической культуре |
|
4 |
Проведение антропометрических измерений |
по плану мед. работника |
Медицинский работник
|
|
5 |
Создание условий для повышения двигательной активности детей на свежем воздухе:
1. Приобретение спортивного и игрового оборудования для организации физической культуры (для п/и, элементов спортивных игр);
2. Организация подвижных игр, подвижных игр с правилами; игровых упражнений, игровых ситуаций с включением разных форм двигательной активности детей;
3. Организация спортивных праздников,
досугов:
- «День Нептуна»;
-Игра-вертушка «Семейный сундучок» (фестиваль народных игр) |
в течение ЛОП
Июль |
Заведующая МБДОУ,
Зам.завед.по ВР,
инструктор по
физической культуре,
муз.руков.-ль,
педагоги. |
|
6 |
Закаливание в течении дня:
- закаливания в течение дня в соответствии с разработанной системой закаливания (дозированные солнечные ванны; босохождение по массажным дорожкам, воздушные ванны, сон при открытых окнах);
- полоскание рта и горла;
- обширное умывание;
- обливание ног;
-купание в бассейне;
- дыхательная гимнастика. |
в течение ЛОП |
Педагоги |
|
7 |
Гимнастика в течении дня:
1. Корригирующая гимнастика
2. Профилактика плоскостопия
3. Профилактика нарушения осанки
4. Пальчиковая, артикуляционная, дыхательная и др. гимнастики |
в течение ЛОП |
Инструктор по
физической
культуре,
педагоги. |
|
8 |
Беседы с детьми по предупреждению желудочно – кишечных заболеваний, здорового образа жизни. |
в течение ЛОП |
Педагоги |
|
9 |
Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по обогащению двигательного опыта, формирования физических качеств и навыков на прогулке |
в течение ЛОП |
Инструктор по физической культуре,
педагоги. |
|
10 |
Ежедневная витаминизация блюд |
в течение ЛОП |
Медицинский работник,
шеф-повар |
|
3.6. Работа с семьей |
1 |
1. Анкетирование родителей «Закаливание
детей летом»
Цель: выяснение вопроса о степени закаленности детей и дальнейшего планирования закаливающих мероприятий для достижения успеха в оздоровлении ребенка в летний период.
2. Консультация «Закаливание – профилактика простудных заболеваний».
3. Работа с родителями детей, вновь принятых детский сад. (утро радостных встреч, музыкотерапия и пр.),
4. Стендовая информация о закаливании детского организма в летний период. |
май,
июнь,
июль
|
Зам.завед.по ВР, педагоги. |
|
2. |
Привлечение родителей к организации и проведению совместных досугов.
Проведение совместных спортивных мероприятий.
Организация фото выставки «Как я провел лето?» |
В течении ЛОП |
Педагоги. |
|
3 Заключительный: Анализ летней оздоровительной работы |
1 |
Анализ летней оздоровительной работы с детьми в ЛОП: просмотр презентаций «Фестиваль презентаций» |
Сентябрь |
Зам.завед.по ВР, педагоги,
специалисты. |
|
2 |
Фотовыставка «Летние развлечения». |
Август |
Зам.завед. по ВР
педагоги,
специалисты |
|
3 |
Мониторинг состояния здоровья |
Сентябрь |
Педагоги, медицинский работник |
|
4 |
Педагогический совет «Анализ летней оздоровительного периода» |
Сентябрь |
Заведующая МБДОУ,
Зам.завед.по ВР |
|
|
|
|
|
|
|
Формы оздоровительных мероприятий в летний период
1.Организованная образовательная деятельность это основная форма организованного систематического обучения детей физическим упражнениям.
Организованные мероприятия в ЛОП должны исключать возможность перегрузки детей, не допускать их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем ,как наиболее нагружаемых при физических упражнениях.
Физические упражнения подбираются в зависимости от возраста, физического развития и состояния здоровья детей, физкультурного оборудования.
Планируются организованные формы образовательной деятельности с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), праздники, развлечения еженедельно в часы наименьшей инсоляции (до наступления жары или после ее спада).
2. Утренняя гимнастика. Цель проведения – повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Традиционная гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с обязательным включением дыхательных упражнений;
упражнения с предметами и без предметов;
упражнения на формирование правильной осанки;
упражнения с использованием крупных модулей, снарядов, простейших тренажеров.
3.Подвижные игры. Рекомендуются игры средней и малой подвижности.
Выбор игры зависит от педагогических задач, подготовленности, индивидуальных особенностей детей.
Виды игр:
• сюжетные (использование при объяснении крошки-сказки или сюжетного рассказа);
• несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания;
•дворовые;
• народные;
• с элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол, теннис, городки, ).
Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции.
Продолжительность игр для детей младшего дошкольного возраста 15 минут, среднего -20 минут, старшего-25 минут, подготовительного -30 минут.
4.Двигательные разминки (физминутки, динамические паузы). Их выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности.
Проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность:
младшая группа – 6 минут;
средняя группа — 8 минут;
старшая группа – 10 минут;
подготовительная -12 минут;
Варианты:
• упражнения на развитие мелкой моторики;
• ритмические движения;
• упражнения на внимание и координацию движений;
• упражнения в равновесии;
• упражнения для активизации работы глазных яблок.
• упражнения в равновесии;
• корригирующие упражнения (в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей);
• упражнения на формирование правильной осанки;
• упражнения на формирование свода стопы
5. Элементы видов спорта, спортивные упражнения.
. Способствуют формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора детей.
Значение спортивных упражнений: восприятие соответствующих трудовых навыков и бережное отношение к инвентарю.
Проводятся на воздухе, на игровой или спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность:
средняя группа - 20минут; старшая -2 5минут; подготовительная – 30 минут;
6. Гимнастика пробуждения. « Весёлая побудка».
Разминка после сна проводится с использованием различных упражнений:
• с предметами и без предметов;
• на формирование правильной осанки;
• на формирование свода стопы;
• имитационного характера;
• сюжетные или игровые;
• с простейшими тренажерами (гимнастические мячи, скакалки и т.п.));
• на развитие мелкой моторики;
• на координацию движений;
• в равновесии
• на развитие мелкой моторики;
• на координацию движений;
Место проведения – спальная комната.Гимнастика после дневного сна для всех возрастных групп: 7— 10 минут.
7 Индивидуальная работа в режиме дня. Проводится с отдельными детьми или по подгруппам с целью стимулирования к двигательной активности, самостоятельным играм и упражнениям.
Предусматривает оказание помощи детям, не усвоившим программный материал в процессе НОД, имеющим нарушения в развитии.
Содействует укреплению здоровья и улучшению физического развития детей, исправлению дефектов осанки.
Проводится в спортивном зале. Время устанавливается индивидуально.
8. Закаливающие мероприятия. Система мероприятий с учетом состояния здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей:
• элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, купание в бассейне, хождение босиком, ) в сочетании с физическими упражнениями.
Распорядок дня
(оздоровительный) теплый период года (июнь – август)
Режимные моменты, деятельность |
Средства и формы работы с детьми |
Прием детей на улице. |
Обеспечить постепенное вхождение ребенку в жизнь детского сада;
создать спокойный психологический комфортный настрой для каждого ребенка;
способствовать укреплению интимно-личностного контакта воспитателя с каждым ребенком;
содействовать формированию у детей чувства общности.
Прием детей.
Прогулочно-игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, двигательная деятельность, общение и др. |
Утренняя гимнастика |
Физиологическая активизация организма ребенка
Разные комплексы гимнастики: игровая, беговая, ритмическая. |
Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая) |
Возвращение с прогулки (самообслуживание,,взаимопомощь. Подготовка
к завтраку(дежурство). Завтрак. |
Формирование гигиенических навыков подготовки к приему пищи (внешний вид, чистые руки).
Умывание прохладной водой.
Фольклорное, литературно-художественное сопровождение.
Индивидуальная работа с детьми.
Деятельность по развитию самостоятельности, ответственности (мытье рук, прием пищи, складывание игрушек на место и т.д.)
Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами).
Этикетные формы приема пищи.
Объяснение особенностей приготовленных блюд, их значения для здоровья человека. |
Свободная деятельность воспитателя и детей |
Обеспечение условий для переноса в свободную деятельность знаний, умений и навыков детей, полученных в разных формах совместной деятельности. Обогащенная пространственная предметно-развивающая среда, адекватная теме дня.
Самодеятельные игры детей, организованные по собственной инициативе. Индивидуальная работа по плану.
Проблемные ситуации.
Интегрированная деятельность в центрах развития детей по интересам.: игровая,
продуктивная,
познавательно-исследовательская,
музыкально-художественная,
двигательная деятельность,
коммуникативная,
трудовая,
чтение. |
Подготовка к прогулке (самообслуживание) |
Формирование навыков самообслуживания.
Закрепление алгоритма последовательности одевания.
Оказание помощи друг другу (помощь воспитателя и наиболее активных детей), мотивация на прогулку (содержание, проблемные ситуации). Художественное слово (пословицы, поговорки, загадки, стихи).
Создание радостного, приподнятого настроения.
Подготовка к прогулке (самообслуживание). |
Дневная прогулка |
Укрепление здоровья детей и оптимизация двигательной активности. Создание радостного, приподнятого настроения.
Создание условий для разнообразной самостоятельной двигательной активности :
подвижные дидактические игры;
подвижные игры с правилами;
игровые упражнения;
соревнования;
народные игры, пробежки;
самодеятельные игры детей.
Образовательная деятельность по плану музыкального работника и инструктора по физической культуре
Развитие познавательных интересов детей:
целевые прогулки;
познавательные беседы ;
наблюдения ;
элементы экспериментирования ;
опыты .
Развитие художественно-эстетического восприятия детей к окружающей действительности:
созерцание красоты природы на участке или за его приделами ;
прогулки по «красивым местам»;
наблюдение за объектами живой, неживой природы, явлениями природы ; самостоятельная художественная деятельность детей.
Создание условий для возбуждения интереса к трудовой деятельности на участке д/с:
наблюдение за трудом взрослых;
совместный со взрослыми посильный труд на участке;
самодеятельные игры детей по интересам;
игры с выносным инвентарем. |
Возвращение с прогулки (самообслуживание, взаимо помощь). Гигиеничес-киепроцеду- ры.Подготовка к обеду (дежурство).
Обед |
Формирование навыков самообслуживания:
закрепление алгоритма последовательности раздевания.
Формирование навыков аккуратности:
потребность ухода за одеждой и обувью (складывать правильно и на место); взаимопомощи;
художественное слово;
помощь взрослых и детей.
Формирование гигиенических навыков подготовки к приему пищи :
(внешний вид, чистые руки, убраны за собой игрушки – по необходимости); помощь воспитателя в осуществлении культурно-гигиенических норм (для детей раннего, младшего возраста).
Формирование навыков культурного поведения за столом :
(соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами);
формы этикета ;
совершенствование навыков культурного поведения за столом. |
Дневной сон |
Восстановление психофизического потенциала ребенка:
температурный режим – 17-19 градусов.
местное проветривание;
режим тишины. |
Подъем. «Весёлая побудка»,гие-нические, за-
каливающие процедуры |
Создание условий для постепенного физиологического пробуждения детей. Физиологическая активизация организма ребенка.» Весёлая побудка»: (оздоровительная) гимнастика.;
тренажерные дорожки;
закаливающие процедуры;
музыкальное сопровождение;
художественное слово. |
Подготовка к полднику. Полдник |
Формирование навыков самообслуживания.
Формирование гигиенических навыков (умывание, полоскание горла). Соблюдение алгоритма выполнения гигиенических процедур.
Совершенствование навыков культурного поведения за столом. |
Свободная деятельность воспитателя и детей |
Игровая;
Продуктивная;
познавательно-исследовательская;
музыкально-художественная;
двигательная деятельность;
общение (в т.ч. с учетом региональной специфики) |
Подготовка к прогулке (самообслуживание) |
Формирование навыков самообслуживания:
закрепление алгоритма последовательности одевания;
оказание помощи друг другу (помощь воспитателя и наиболее активных детей);
мотивация на прогулку (содержание, проблемные ситуации);
художественное слово (пословицы, поговорки, загадки, стихи);
создание радостного, приподнятого настроения;
подготовка к прогулке (самообслуживание). |
Прогулка. |
Укрепление здоровья детей и совершенствование основных видов движений. Формирование у детей чувства общности:
подвижные игры;
наблюдения по инициативе детей или воспитателя;
свободная самостоятельная деятельность детей;
рассказы воспитателя о детях, результатах дня и о предстоящем дне. |
Примечание: Взаимодействие с семьей осуществляется во всех организационных формах, в соответствии с поставленными задачами, планом работы.
Система закаливающих мероприятий
Содержание |
Мероприятия |
1.1. Воздушно-
температурный режим: |
от +20 до + 22°С |
Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей |
· Одностороннее проветривание |
В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин).
Допускается снижение температуры на 1-2 °С |
· Сквозное проветривание (в отсутствии детей): |
В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин).
Критерием прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная на 2-3 °С |
Утром перед приходом детей |
К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной. |
Перед возвращением детей с дневной прогулки |
+ 21 °С+ 22 °С |
Во время дневного сна, вечерней прогулки |
В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении. |
1.2. Воздушные ванны:
· Прием детей на воздухе |
В летний период |
· Утренняя гимнастика |
В летний период на улице. |
· Физкультурные занятия |
2 раза в неделю в физкультурное занятие в зале при + 18 °С.
Форма спортивная.
Одно занятие круглогодично на воздухе |
· Прогулка |
Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям. |
при неблагоприятных погодных условиях время сокращается на 30-40 мин. |
· Хождение босиком |
Ежедневно.
В теплое время года при температуре воздуха от +20 °С до + 22 °С. |
· Дневной сон без маек |
Обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием температуры |
+ 20 °С |
· После дневного сна |
В помещении температура на 1-2 градуса ниже нормы |
1.3. Водные процедуры:
· Гигиенические процедуры |
Умывание,
мытье рук до локтя водой комнатной температуры |
|
В летний период - мытье ног, купание в душе или в бассейне. |
Список литературы
1. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., исп. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
2. Дубровский, В.И. Валеология: Здоровый образ жизни [Текст]: учебное пособие / В.И. Дубровский. – М.: Флинта, 1999.
3. Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников [Текст]: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. – Волгоград : Учитель, 2010. – 170
4. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья. [Текст]: программа оздоровления дошкольников / М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. – 208 с. - (Детский сад с любовью).
8. Картушина, М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. - (Серия «Вместе с детьми»).
5. Тимофеева Л.Л. Планирование образовательной деятельности и оздоровления детей в ДОО в летний период. 2014.-224 с.
6. Кузнецова, М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ [Текст]: практическое пособие / М.Н. Кузнецова. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 112 с. – (Дошкольники: воспитание и развитие).
7. Никанорова, Т.С., Сергиенко, Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников [Текст] / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж: Ч.П. Лакоценин С.С., 2007. – 96 с.
8. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / И.М. Новикова. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 96 с.
9. Оздоровление детей в условиях детского сада [Текст] / под ред. Л.В. Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ)..
10. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет [Текст]: комплексы оздоров