МБДОУ-детский сад №8 «Огонёк» г. Моздок
|
Мастер-класс " Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников посредством народной сказки"Одной из главных задач современного дошкольного образования является воспитание будущего школьника – исследователя , который видит проблемы , творчески подходит к их решению , владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания , то есть у него должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности . Чтобы решить эту задачу , необходимо создать в детском саду условия для саморазвития и самореализации каждого ребёнка. Известно, что предпосылки учебной деятельности формируются в различных видах детской деятельности , таких как игровая , коммуникативная, познавательно- исследовательская , продуктивная , а также восприятие художественной литературы. И эта деятельность должна быть организована так, чтобы ребёнок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и « открытия» новых знаний , решал вопросы проблемного характера. Задумавшись над вопросом « С помощью какого средства можно достичь таких результатов , не забывая об уникальности и самоценности детства ?», проанализировав психологические особенности детей разного дошкольного возраста , я поняла , что таким средством может стать народная сказка. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Социальная , художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки учат детей сопереживать героям, размышлять над их поступками, делать простейшие выводы. Представляю вашему вниманию опыт работы по формированию предпосылок учебной деятельности посредством народной сказки. Вы верите в чудеса, в сказку ? Конечно , верите! А в то , что сказка может творить чудеса ?! Не верите ? Ну что же, попробую за время , отведённое на мой мастер-класс, показать вам , что чудеса могут быть. На примере русской народной сказки « Колобок» я покажу , как формирую у своих воспитанников предпосылки учебной деятельности. Сюжет сказки несложен, знаком каждому малышу , но стоит лишь внимательно вчитаться в сказку , и окажется , что многое в ней нам непонятно и неизвестно. 1 Этап:
Дети очень любят слушать сказки, а сказка инсценированная самим ребёнком , надолго остаётся у него в памяти. Детям нравится драматизировать сказку , перевоплощаясь в различных персонажей. В своей работе для драматизации я использую декорации, атрибуты , костюмы. Но больше всего мои воспитанники полюбили театральные куклы. Эта любовь началась вот с этой куклы – Федоры, которую я сшила к непосредственно образовательной деятельности « В мире сказок К.И.Чуковского». Увидев как дети реагируют на куклу , я поняла , что она не последняя , и вскоре появились другие сказочные герои, которых ребята также полюбили. Сейчас я предлагаю вам инсценировать небольшой отрывок из сказки «Колобок», с использованием театральных кукол. Уважаемые коллеги , выбирайте для себя героя и занимайте свои места. Показ отрывка из русской народной сказки « Колобок»
Жили – были дед да баба Оглядел всё вокруг На краю опушки, Да и в лес покатился….. Жили- жили , не тужили Катится наш колобок, В срубовой избушке. Вдруг на встречу заяц скок. Спрашивает бабку дед: Говорит: « Ну , колобок, « Что сегодня на обед?» Подставляй румяный бок, Бабка говорит: « Увы, Ты зажаренный совсем, Все запасы истекли». Я тебя , конечно, съем!» Предлагает дед: « Сходи, Колобок ему в ответ: По амбару помети , « Меня кушать смысла нет. Наберёшь муки чуток, Лучше я тебе спою Испечёшь мне колобок». Песню новую мою!» Совету тому бабка вняла, И запел: « Я колобок, По амбару помела , У меня румяный бок, Наскребла муки- и в срок По амбару я метён, Уж готов наш колобок! В печь горячую сажён. На окне он остужался На окошке я студился, И со скукою сражался, От деда с бабкой укатился. И решил – пойду гулять, Ну а ты не зевай, Чтоб свет божий увидать! Если сможешь, догоняй!» Спрыгнул на лавку, Только заяц рот открыл, На крыльце остановился, Колобок шмыг- и укатил.
----Замечательно у вас получилось! Спасибо большое! А сейчас , уважаемые коллеги , подумайте и скажите , как ещё можно использовать этих кукол в работе с детьми дошкольного возраста. 2 Этап :
-- А пока наши коллеги думают , хочу показать как я ещё использую своих кукол в работе с детьми.
Игра « Доскажи словечко»: Загадаю вам , ребятки, Очень трудные загадки. Отгадаешь , не зевай, Дружно хором отвечай!
1. Он по коробу скребён, по сусеку он метён, У него румяный бок, он весёлый ……(Колобок) 2. Ходит он на двух ногах, повторяя : « Ох! и « Ах!». Говорят ему сто лет, он ворчливый старый …( Дед)
3. Как появится мука, печь не станет колобка, Испечёт оладушки старенькая …(Бабушка).
4. Летом скачет в шубке серой , А зимою в шубке белой Длинноухий побегайчик, Маленький трусишка …..(Зайчик).
5. Обитает среди леса ярко-рыжая принцесса- Превеликая хитрица, и зовут её….(Лисица).
А теперь хочу послушать вас коллеги. ( Ответы). Спасибо большое за интересные идеи! Я обязательно возьму их на заметку. 3 Этап: Уважаемые коллеги , вспомните, чем закончилась сказка « Колобок»? ( Ответы коллег) Короткая , но яркая жизнь всеми любимого Колобка трагически оборвалась при встрече с хитрой лисой. В чём же секрет успеха Колобка!? Почему все герои сказки его непременно хотели съесть? ( Ответы коллег). Наверное , Колобок был очень вкусной выпечкой, подумали и мы с ребятами, раз его всем в сказке хотелось съесть. Чтобы ответить на эти вопросы , мы решили испечь колобок и попробовать его, но рецепта мы не знали . А вы, уважаемые коллеги , знаете рецепт колобка? ( Ответы). Прочитав сказку ещё раз , мы узнали , что « Бабка наскребла муки две горсти, замесила муку на сметане , состряпала колобок. Испекла и на окошко студить положила». Для того чтобы уточнить рецепт, мы обратились к книге В.М.Ковалёва « Русская кухня: традиции и обычаи», в которой сказано , что для выпечки колобка надо взять муку ( 2 пригоршни), сметану, масло для жарки. И испекли колобок. Но испечённые по такому рецепту колобки без соли и без сахара и дрожжей получились невкусными. Тогда мы обратились к «Кулинарному словарю» и узнали , что « колобок( колобуха) – чисто русское хлебное изделие , возникновение которого было случайным , но вкус и форма его были обусловлены самим характером теста.» Дело в том , что колобки пекли не всегда, а лишь при отсутствии припасов для хлеба в их обычном количестве. На колобок шли остатки разной муки и все поскребки квашни, что оставлялись на закваску. По логике из этого сборного теста должно получиться не особенно качественное изделие . Однако именно высокий процент закваски и разнообразный характер муки ( пшеничной , ржаной, овсяной , ячневой и т.д.) создают позитивный кулинарный эффект. Получается пышный , особо ноздрястый , мягкий, хорошо пропечённый и долго не черствеющий хлеб. Методом проб и ошибок мы восстановили рецепт русской народной сказки полностью.: - гречишной муки – 1ст.л. - ржаной муки – 2ст.л. - пшеничной муки – 0.5 стак. - Яйцо – 1 шт. - Сметаны – 2 ст.л. - соли- 0.5.ч.л. - сахара – 1.ч.л. - сухих дрожжей- 0.5.ч.л. Жарить в растительном масле с двух сторон.
И сегодня я вам предлагаю попробовать на вкус , какой он сказочный колобок! ( угощаю всех колобками) Вот так мы подарили себе и теперь дарим вам маленькое чудо. А чудо- это миг , когда сказка становится былью. 4 Этап:
Следующим этапом работы со сказкой « Колобок» стала исследовательская деятельность по выяснению значений различных слов , встречающихся в тексте. Мы обращались с вопросами к родителям , воспитателям других групп, к различным литературным источникам и справочной литературе. Ребята узнали значение старинных слов, назначение предметов обихода, а также овладели технологией интервью. Этот жанр хорошо известен в журналистике, но в работе с детьми дошкольного возраста используется редко. В качестве эксперимента я решила попробовать внедрить в образовательную деятельность данную технологию. А то, как ребята учатся брать интервью и отвечают на вопросы собеседника , я хочу вам продемонстрировать. Видеозапись.Ребята задают аудитории вопросы:
Воспитатель: Здравствуй , Илюша! Ребёнок: Здравствуйте, Лариса Ивановна. Воспитатель: Я рада тебя видеть. Сегодня мы с моими коллегами беседуем о русских народных сказках, и я знаю , что ты интересуешься этой темой. Сейчас у тебя есть возможность задать свои вопросы моим коллегам. Ребёнок: Спасибо!. - Какие русские народные сказки вы знаете ? - Какая из этих (перечисленных ) сказок вам особенно нравится? - Сегодня я предлагаю вам поговорить о русской народной сказке « Колобок». В этой сказке встречается много незнакомых слов: « поскрести», « стужён», « сени» и другие. Как вы думаете , что означает слово « короб»? - А знаете ли вы ,что такое « сусек»? - В сказке встречается фраза « на масле «пряжён». Что она означает? - Объясните , пожалуйста, значение слова « колобок». - спасибо за ваши интересные ответы. Воспитатель: Илюша , спасибо тебе и до встречи в детском саду. Ребёнок: Всем до свидания ! 5 этап:
В ходе исследовательской деятельности по сказке « Колобок» мы так полюбили главного героя , что нам захотелось изменить концовку так, чтобы Колобок остался жив и здоров. Поэтому следующим этапом в работе над сказкой « Колобок» стало развитие умения сочинять сказки. Вместе с ребятами мы отправляли Колобка в морское и космическое путешествия, придумывали возможных новых героев сказки, с которыми мог бы встретиться отважный путешественник, вручали ему волшебные предметы, с помощью которых он спасался от преследователей. Уважаемые коллеги , я предлагаю вам попробовать придумать сказку « Колобок» на новый лад. Измените сказку так, чтобы Колобок остался целым и невредимым. Для того чтобы облегчить выполнение задания , я предлагаю воспользоваться карточками – подсказками. В первой коробочке вы найдёте варианты маршрута Колобка; Во второй коробочке – новых героев; В третьей- волшебный предмет. Перед этим я предлагаю вам немного отдохнуть: Физкультминутка: « Колобок» Колобок, колобок, Идут( в полуприседе), поста- Колобок- румяный бок. вив руки на пояс. По дорожке покатился Бегут( на носочках),держа И назад не воротился. руки на поясе. Встретил мишку, волка, зайку, Встав лицом в круг, изобра- Всем играл на балалайке. жают медведя, волка. зайку. У лисы спел на носу- Изображают игру на бала- Больше нет его в лесу. лайке. Пляшут ( вприсядку). Разводят руками.
А сейчас предлагаю послушать сказку на новый лад , которую сочинили мои дети. Просмотр видеоролика. После его просмотра коллеги рассказывают сказку на новый лад.
Спасибо большое за такой интересный и оригинальный сюжет. Итоги: к педсовету № 4
Сегодня я вам показала , как можно формировать предпосылки учебной деятельности посредством русской народной сказки « Колобок» . По такому же принципу вы можете использовать в своей работе и другие народные сказки. Например, в сказке « Заюшкина избушка» ребята могут познакомиться со свойствами снега, в сказке «Рукавичка» выяснить, могут ли все герои поместиться в обычной рукавице, в сказке « Каша из топора» узнать , можно ли сварить топор «до готовности.». Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что народная сказка является эффективным средством формирования предпосылок учебной деятельности. Рефлексия :
Уважаемые коллеги ! Я предлагаю вам оценить представленный мастер- класс. Выберите , пожалуйста, то как вы поступите с информацией , которую сегодня услышали. Выберите « чемодан»- если всё , что вы услышали , пригодится вам в дальнейшем. Выберите « мясорубку» - если , на ваш взгляд, информация полезна, но её необходимо переработать. Выберите « корзину» - если всё, что вы услышали , вам никогда не пригодится. Принятие проекта решения педагогического совета:
1. Систему работы ДОУ по формированию предпосылок учебной деятельности у воспитанников посредством развития целевых компетенций признать удовлетворительной. 2. Разработать программу группы для детей старшего возраста « Хочу учиться в школе» ( Ответств: воспитатели: ст.и подгот.гр). 3. В целях повышения уровня развития компетентностей воспитанников пополнить предметно- пространственную среду разнообразным материалом , стимулирующим познавательную активность в соответствии с возрастом. ( Ответств: воспитатели всех групп и специалисты). Срок: до 01.09.2017г.) 4.Опыт работы « Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников посредством народной сказки» воспитателя старшей группы Дружиной Л.И.рекомендовать педагогам ДОУ для использования в работе. ( Ответств: Зам.завед. по УВР Меньшаева Л.М. Срок : апрель 2016г) 5.Для повышения качества дошкольного образования педагогам ДОУ внедрить в педагогический процесс технологию сотрудничества и обеспечить равноправное взаимодействие взрослого и ребёнка( равенство в общении и партнёрство в совместной деятельности) 5 апреля 2016 в 10:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.