МБДОУ-детский сад №8 «Огонёк» г. Моздок

Мастер-класс " Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников посредством народной сказки"

Одной из главных задач современного дошкольного образования является воспитание будущего школьника – исследователя , который видит проблемы , творчески подходит к их решению , владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания , то есть у него должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности .

Чтобы решить эту задачу , необходимо создать в детском саду условия  для саморазвития и самореализации каждого ребёнка.

Известно, что предпосылки учебной деятельности формируются в различных видах детской деятельности , таких как игровая , коммуникативная, познавательно- исследовательская , продуктивная , а также восприятие художественной литературы.

И эта деятельность должна быть организована так, чтобы ребёнок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и « открытия» новых знаний , решал вопросы проблемного характера.

Задумавшись над вопросом « С помощью какого средства можно достичь таких результатов , не забывая об уникальности и самоценности  детства ?», проанализировав психологические особенности детей разного дошкольного возраста , я поняла , что таким средством может стать народная сказка.

Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Социальная , художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки учат детей сопереживать героям, размышлять над их поступками, делать простейшие выводы.

Представляю вашему вниманию опыт работы по формированию предпосылок учебной деятельности посредством народной сказки.

Вы верите в чудеса, в сказку ?  Конечно , верите! А в то , что сказка может творить чудеса ?! Не верите ?  Ну что же, попробую за время , отведённое на мой мастер-класс, показать вам , что чудеса могут быть.

На примере русской народной сказки « Колобок» я покажу , как формирую у своих воспитанников предпосылки учебной деятельности.

Сюжет сказки несложен, знаком каждому малышу , но стоит лишь внимательно вчитаться в сказку , и окажется , что многое в ней нам непонятно  и неизвестно.

1 Этап:

 

Дети очень любят слушать сказки, а сказка инсценированная самим ребёнком , надолго остаётся у него в памяти.  Детям нравится драматизировать сказку , перевоплощаясь в различных персонажей.

В своей работе для драматизации я использую декорации, атрибуты ,

костюмы.  Но больше всего мои воспитанники полюбили театральные куклы. Эта любовь началась вот с этой куклы – Федоры, которую я сшила к непосредственно образовательной деятельности « В мире сказок К.И.Чуковского». Увидев как дети реагируют на куклу , я поняла , что она не последняя , и вскоре  появились другие сказочные герои, которых ребята также полюбили.

Сейчас я предлагаю вам инсценировать небольшой отрывок из сказки  «Колобок», с использованием театральных кукол.

Уважаемые  коллеги , выбирайте для себя героя и занимайте свои места.

Показ отрывка из русской народной сказки « Колобок»

 

Жили – были дед да баба Оглядел всё вокруг

На краю опушки, Да и в лес покатился…..

Жили- жили , не тужили Катится наш колобок,

В срубовой избушке. Вдруг на встречу заяц скок.

Спрашивает бабку дед: Говорит: « Ну , колобок,

« Что сегодня на обед?» Подставляй румяный бок,

Бабка говорит: « Увы, Ты зажаренный совсем,

Все запасы истекли». Я тебя , конечно, съем!»

Предлагает дед: « Сходи, Колобок ему в ответ:

По амбару помети , « Меня кушать смысла нет.

Наберёшь муки чуток, Лучше я тебе спою

Испечёшь мне колобок». Песню новую мою!»

Совету тому бабка вняла, И запел: « Я колобок,

По амбару помела , У меня румяный бок,

Наскребла муки- и в срок По амбару я метён,

 Уж готов наш колобок! В печь горячую сажён.

На окне он остужался На окошке я студился,

 И со скукою сражался, От деда с бабкой укатился.

И решил – пойду гулять, Ну а ты не зевай,

Чтоб свет божий увидать! Если сможешь, догоняй!»

Спрыгнул на лавку, Только заяц рот открыл,

На крыльце остановился, Колобок шмыг- и укатил.

 

----Замечательно у вас получилось! Спасибо большое! А сейчас , уважаемые коллеги , подумайте и скажите , как ещё можно использовать этих кукол в работе с детьми дошкольного возраста.

2 Этап :

 

 -- А пока наши коллеги думают , хочу показать как я ещё использую своих кукол в работе с детьми.

 

Игра « Доскажи словечко»:

Загадаю вам , ребятки,

Очень трудные загадки.

Отгадаешь , не зевай,

Дружно хором отвечай!

 

1. Он по коробу скребён, по сусеку он метён,

У него румяный бок, он весёлый ……(Колобок)

2. Ходит он на двух ногах, повторяя : « Ох! и « Ах!».

Говорят ему сто лет, он ворчливый старый …( Дед)

 

3. Как появится мука, печь не станет колобка,

Испечёт оладушки старенькая …(Бабушка).

 

4. Летом скачет в шубке серой ,

А зимою в шубке белой

Длинноухий побегайчик,

Маленький трусишка …..(Зайчик).

 

5. Обитает среди леса ярко-рыжая принцесса-

Превеликая хитрица, и зовут её….(Лисица).

 

 

А теперь хочу послушать  вас коллеги. ( Ответы).

Спасибо большое за интересные идеи! Я обязательно возьму их на заметку.

3 Этап:

Уважаемые коллеги , вспомните, чем закончилась сказка « Колобок»?

( Ответы коллег)

Короткая , но яркая жизнь всеми любимого Колобка трагически оборвалась при встрече с хитрой лисой. В чём же секрет успеха Колобка!? Почему все герои сказки его непременно хотели съесть?

( Ответы коллег).

Наверное , Колобок был очень вкусной выпечкой, подумали и мы с ребятами, раз его всем в сказке хотелось съесть.

Чтобы ответить на эти вопросы , мы решили испечь колобок и попробовать его, но рецепта мы не знали . А вы, уважаемые коллеги ,

знаете рецепт  колобка? ( Ответы).

Прочитав сказку ещё раз , мы узнали , что « Бабка наскребла муки две горсти, замесила муку на сметане , состряпала колобок. Испекла и на окошко студить положила».

Для того чтобы уточнить рецепт, мы обратились к книге В.М.Ковалёва

« Русская кухня: традиции и обычаи», в которой сказано , что для выпечки колобка надо взять муку ( 2 пригоршни), сметану, масло для жарки. И испекли колобок. Но испечённые по такому рецепту колобки без соли и без сахара  и дрожжей получились невкусными.

Тогда мы обратились к «Кулинарному словарю» и узнали , что « колобок( колобуха) – чисто русское хлебное изделие , возникновение которого было случайным , но вкус и форма его были обусловлены самим характером теста.»

Дело в том , что колобки пекли не всегда, а лишь при отсутствии припасов для хлеба в их обычном количестве. На колобок шли остатки разной муки и все поскребки квашни, что оставлялись на закваску. По логике из этого сборного теста должно получиться не особенно качественное изделие . Однако именно высокий процент закваски и разнообразный характер муки ( пшеничной , ржаной, овсяной , ячневой и т.д.) создают позитивный кулинарный эффект. Получается пышный , особо ноздрястый , мягкий, хорошо пропечённый и долго не черствеющий хлеб.

Методом проб и ошибок мы восстановили рецепт русской народной сказки полностью.:

- гречишной муки – 1ст.л.

- ржаной муки – 2ст.л.

- пшеничной муки – 0.5 стак.

- Яйцо – 1 шт.

- Сметаны – 2 ст.л.

- соли- 0.5.ч.л.

- сахара – 1.ч.л.

- сухих дрожжей- 0.5.ч.л.

Жарить в растительном масле с двух сторон.

 

И сегодня я вам предлагаю попробовать на вкус , какой он сказочный колобок! ( угощаю всех колобками)

Вот так мы подарили себе и теперь дарим вам маленькое чудо. А чудо- это миг , когда сказка становится былью.

4 Этап:

 

Следующим этапом работы со сказкой « Колобок» стала исследовательская деятельность  по выяснению значений различных слов , встречающихся в тексте. Мы обращались с вопросами к родителям , воспитателям других групп, к различным литературным источникам и справочной литературе. Ребята узнали значение старинных слов, назначение предметов обихода, а также овладели технологией интервью. Этот жанр хорошо известен в журналистике, но в работе с детьми дошкольного возраста используется редко. В качестве эксперимента я решила попробовать внедрить в образовательную деятельность данную технологию.

А то, как ребята учатся брать интервью и отвечают на вопросы собеседника , я хочу вам продемонстрировать.

Видеозапись.Ребята задают аудитории вопросы:

 

Воспитатель: Здравствуй , Илюша!

Ребёнок:  Здравствуйте, Лариса Ивановна.

Воспитатель: Я рада тебя видеть. Сегодня мы с моими коллегами беседуем о русских народных сказках, и я знаю , что ты интересуешься этой темой. Сейчас у тебя есть возможность задать свои вопросы моим коллегам.

Ребёнок: Спасибо!.

- Какие русские народные сказки вы знаете ?

- Какая из этих (перечисленных ) сказок вам особенно

  нравится?

- Сегодня я предлагаю вам поговорить о русской народной

сказке « Колобок». В этой сказке встречается много

незнакомых слов: « поскрести», « стужён»,  « сени» и другие.

Как вы думаете , что означает слово « короб»?

- А знаете ли вы ,что такое « сусек»?

- В сказке встречается фраза « на масле «пряжён». Что она 

означает?

- Объясните , пожалуйста, значение слова « колобок».

- спасибо за ваши интересные ответы.

Воспитатель: Илюша , спасибо тебе и до встречи в детском  саду.

Ребёнок: Всем до свидания !

5 этап:

 

В ходе исследовательской деятельности по сказке « Колобок» мы так полюбили главного героя , что нам захотелось изменить концовку так, чтобы Колобок остался жив и здоров.

Поэтому следующим этапом в работе над сказкой « Колобок» стало развитие умения сочинять сказки. Вместе с ребятами мы отправляли Колобка в морское  и космическое путешествия, придумывали возможных новых героев сказки, с которыми мог бы встретиться отважный путешественник, вручали ему волшебные предметы, с помощью которых он спасался от преследователей.

Уважаемые коллеги , я предлагаю вам попробовать придумать сказку « Колобок» на новый лад. Измените сказку так, чтобы Колобок остался целым и невредимым. Для того чтобы облегчить выполнение задания , я предлагаю воспользоваться карточками – подсказками.

В первой коробочке вы найдёте варианты маршрута Колобка;

Во второй коробочке – новых героев;

В третьей- волшебный предмет.

Перед этим я предлагаю   вам немного отдохнуть:

Физкультминутка:

« Колобок»

Колобок, колобок, Идут( в полуприседе), поста-

Колобок- румяный бок. вив руки на пояс.

По дорожке покатился Бегут( на носочках),держа

И назад не воротился. руки на поясе.

Встретил мишку, волка, зайку, Встав лицом в круг, изобра-

Всем играл на балалайке. жают медведя, волка. зайку.

У лисы спел на носу- Изображают игру на бала-

Больше нет его в лесу. лайке.

Пляшут ( вприсядку).

Разводят руками.

 

А сейчас предлагаю послушать сказку на новый лад , которую сочинили мои дети.

Просмотр видеоролика.

После его просмотра коллеги рассказывают сказку на новый лад.

 

Спасибо большое за такой интересный и оригинальный сюжет.

Итоги: к педсовету № 4

 

Сегодня я вам показала , как можно формировать предпосылки учебной деятельности  посредством русской народной сказки « Колобок» .

По такому же принципу вы можете использовать в своей работе и другие народные сказки.

Например, в сказке « Заюшкина избушка» ребята могут познакомиться со свойствами снега, в сказке «Рукавичка» выяснить, могут ли все герои поместиться в обычной рукавице, в сказке « Каша из топора» узнать , можно ли сварить топор «до готовности.».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что народная сказка является эффективным средством формирования предпосылок учебной деятельности.

Рефлексия :

 

Уважаемые коллеги ! Я предлагаю вам оценить представленный мастер- класс.

Выберите , пожалуйста, то как вы поступите с информацией , которую сегодня услышали.

Выберите « чемодан»- если всё , что вы услышали , пригодится вам в дальнейшем.

Выберите « мясорубку» - если , на ваш взгляд, информация полезна, но её необходимо переработать.

Выберите « корзину» - если всё, что вы услышали , вам никогда не пригодится.

Принятие проекта решения педагогического совета:

 

1. Систему работы ДОУ по формированию предпосылок учебной деятельности у воспитанников посредством развития целевых компетенций признать удовлетворительной.

2. Разработать программу группы для детей старшего возраста

« Хочу учиться в школе»

( Ответств: воспитатели: ст.и подгот.гр).

3. В целях повышения уровня развития компетентностей воспитанников пополнить предметно- пространственную среду разнообразным материалом , стимулирующим познавательную активность в соответствии с возрастом.

( Ответств: воспитатели всех групп и специалисты).

Срок: до 01.09.2017г.)

4.Опыт работы « Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников посредством народной сказки»

воспитателя старшей группы Дружиной Л.И.рекомендовать педагогам ДОУ для использования в работе.

( Ответств: Зам.завед. по УВР Меньшаева Л.М.

Срок : апрель 2016г)

5.Для повышения качества дошкольного образования педагогам ДОУ внедрить в педагогический процесс технологию сотрудничества и обеспечить равноправное взаимодействие взрослого и ребёнка( равенство в общении и партнёрство в совместной деятельности)

5 апреля 2016 в 10:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.