МБДОУ-детский сад №8 «Огонёк» г. Моздок

Консультация " Если бы мы жили в древнем Моздоке ...."

Консультация                                                              

  « Если бы мы жили в древнем Моздоке….» 

Подготовила

Зам.заведующей по ВМР

Меньшаева Л.М.

 

 В самом раннем детстве закладываются  в человеке основы нравственности и духовности , формируются первоначальное самосознание , патриотические и гражданские чувства.

Ребёнок не может успешно расти и развиваться без гармонии с окружающим миром , ему необходимы мир , согласие и любовь.

Прежде всего это любовь к Родине, , которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребёнка – это его мама, комната , потом семья , родные.  Вот он пошёл в детский сад и уже начинает дружить , учится относиться к окружающим людям , природе по законам совести. А совесть – это народная память .

Каждый народ в бездонных копилках памяти имеет никогда не иссякающие богатства. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые предания и сказки , мудрые мысли , архитектура, быт и верования , любимые праздники , национальная кухня.

Задача педагогов – помочь детям воспользоваться этими сокровищами , стать богаче , умнее и добрее. Достигается это путём ознакомления дошкольников с историей и культурой народов , населяющих территорию его родного края.

Изучение истории имеет огромное значение в наше время , когда все , особенно дети, испытывают на себе натиск социальных , финансовых и других проблем современной цивилизации.

Знание истории мирит человека с несовершенством видимого порядка вещей , утешает в бедствиях личных и государственных, показывая , что и  прежде бывало подобное , бывало и ещё ужаснее , а Родина наша не разрушалась , выстаивала , возрождалась , становилась после трагедий мужественнее , сохраняя веру и надежду на лучшее будущее.

Погружаясь вглубь истории родного города , следует помнить , что и много столетий назад на территории его проживали разные народы : русские, украинцы, немцы, кумыки, татары, кабардинцы, осетины , болгары ит.д.

Нет людей равнодушных к истории. Любопытство свойственно человеку, особенно ребёнку. К сожалению , изучению истории коренных народов Северной Осетии не уделялось достаточного внимания. А между тем есть прекрасная поговорка: « Кто выстрелит в Прошлое из пистолета , в того Будущее выстрелит из пушки».

Поэтому в работе со старшими  дошкольниками по ознакомле-

нию с историей  и культурой родного края особое внимание уделяется историческому периоду.

Разумеется , в запланированное на занятия время невозможно охватить весь круг вопросов истории края.

В первую очередь раскрываются темы , наиболее интересные и понятные детям : одежда , жилище , домашние занятия., фольклор.

На занятиях решаются следующие педагогические задачи.:

- вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного

края;

- воспитывать патриотические чувства, формировать 

толерантность, уважительное отношение к народам ,

живущим рядом;

-  знакомить детей с наиболее важными историческими 

событиями средневековой истории родного края;

- приобщать детей к истокам культурных народов Северной 

Осетии;

- знакомить детей с историческими памятниками г. Моздока.;

- вовлекать родителей в процесс духовно- нравственного

воспитания детей;

- вырабатывать у детей знания , умения , навыки

изготовления предметов народного творчества.

Эти задачи решаются на основе предварительного изучения огромного количества летописных и фольклорных источников

 научно- исторической  литературы , документов , книг, альбомов, экспонатов краеведческих музеев республики.

Для решения поставленных задач необходимо изготавливать и постоянно пополнять наглядный материал: макеты , муляжи, альбомы, предметы быта , куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы народов родного края. Многое можно изготовить на занятиях совместно с детьми,

Посильную помощь могут оказать родители.

Для соблюдения в работе принципа последовательности необходимо составить перспективный план и вопросник для диагностики знаний детей по истории и культуре родного края и города.

Прежде всего нужно дать понять детям , что история – не скучный предмет , а такая замечательная страна , где быль чудеснее сказки, и находится она не за семью морями , не за высокими горами, попасть в неё можно благодаря своему воображению. Оно откроет перед нами тысячи дорог- по какой не пойдёшь , каждая подарит волшебную тайну или открытие.

В этой стране каждый может стать храбрым воином , готовым сражаться с любым врагом или бесстрашным купцом , отправляющимся в далёкие и неведомые страны . Путешествие в эту заветную страну совсем неопасно, потому что мы держим путь по родному краю , по своему любимому городу.

Несмотря на то , что большая часть занятий посвящена изучению истории и культуре русского и осетинского народов , все темы должны быть пронизаны целью воспитания детей в духе интернационализма.

Знакомство с историей Моздока удобно начинать с экскурсий по городу , это будет прекрасное начало.

Чтобы детям легче было усваивать исторический материал , его нужно разделить на отдельные , наиболее интересные для\ детского восприятия темы .

Поскольку каждое занятие – это своеобразное путешествие в прошлое , а общее название программы  « Если бы я жил в древнем Моздоке», то и темы занятий получили бы соответствующие названия .

1. « Древний  Моздок. Каким бы я его увидел»

2. « В каком бы доме я жил»

3. « Одежда . Во что бы я одевался».

4. «Жители  древнего Моздока. Какой бы была моя семья».

5. « Что бы я ел и пил».

6. « Власть и закон. Кто регулировал жизнь в городе».

7. « Во что бы я верил».

8. « Чему бы меня учили»

9. « Кем бы я стал , если бы был образованным».

10. « Моздокский базар. Что бы я увидел на базаре».

11. « Ремесло. Что бы я мог мастерить»

12. « Праздники и игры».

Знакомство с историей Моздока начинается со средней группы .

Опыт многих лет подсказывает , что наиболее подходящими приёмами ознакомления с историей и культурой родного края являются игровые. В игре ребёнок смел, раскрепощён, может глубже пережить события и лучше усвоить предметный материал.

Нужно постоянно поддерживать  естественный интерес детей к занятиям , который так свойственен их возрасту , поэтому не стоит торопить детей с ответами , им необходимо задавать дополнительные наводящие вопросы , давать подсказки. Дети

должны научиться видеть необыкновенное в  окружающем их обыденном мире.

Изучение каждой темы начинается с просмотра и обсуждения иллюстрации- разворота книги « Если бы я жил в древнем Моздоке» ( Изготовленная воспитателями совместно с родителями на музейных материалах). С помощью вопросов выясняется и уточняется представление детей о вещах и явлениях .  Таким образом дети учатся сами добывать знания и радоваться этому.

Кроме этого на занятиях рассматриваются и обсуждаются другие наглядные материалы.

Каждой теме посвящается занятие по изобразительной деятельности , где дети рисуют памятники, дома, церковь, жителей города , костюмы предметы быта , товары с базара и многое другое.

На занятиях  аппликацией можно представить , что дети работают не с бумагой , а с овечьей шкурой , тканью и, как средневековые ремесленники , создают затейливые волшебные узоры из кусочков разноцветной кожи , ткани и т.д.

Дети старшего дошкольного возраста могут изготовить из папье – маше объёмные заготовки национальных сапог и туфель, украсить их аппликацией. Получаются очень красочные изделия.

На занятиях лепкой дети могут изготовить ювелирные украшения , но делают их не из металла , а из солённого теста . На шаблоне из картона дети выкладывают узоры из тоненьких жгутиков и шариков теста . Этим они имитируют труд национальных ювелиров. После высыхания изделия покрываются « золотой» ( бронзовой) краской и украшаются блёстками и стразами, которые приклеиваются клеем ПВА. Готовое изделие покрывается лаком .

Изготовленные ювелирные  украшения в дальнейшем используются при постановке различных игровых ситуаций.

Из солёного теста изготавливается и различная национальная выпечка : русская, осетинская и т.д. Пирожки, блины , треугольники, пряники могут сделать даже дети из младшей группы. Всё это можно использовать для игр и занятий.

На занятиях лепкой дети могут представить себя  осетинскими гончарами . Из бросового материала  можно изготовить различные гончарные изделия . Для этого нужно взять старые баночки , упаковки, подобрать их так , чтобы они составляли вместе красивый кувшин , кумган и т.д. Поверхность выкладывается хлопчатобумажными тряпочками , пропитанными жидкой глиной и тщательно заравнивается . К изделию прикрепляются ручки или горлышко , которые также изготавливаются из пропитанных глиной лоскутков ткани ( для прочности внутрь вставляется проволока). После высыхания изделия раскрашиваются гуашевыми красками , в которые добавляется клей ПВА.

Можно слепить и различные товары с Моздокского базара: фрукты, овощи, фигурки домашних животных и многое другое.  Для этого можно использовать и тесто , и глину , и папье- маше .

Дети с удовольствием могут заняться вышиванием шитьём.

Фольклор является важным источником для изучения истории любого народа. Он отражает особенности жизни , помогает больше узнать о быте , повседневной жизни , культуре , искусстве, обычаях и верованиях людей.

Эмоционально воспринимаются детьми легенды , предания и особенно народные сказки , потому что в сказках , как и положено, добро всегда торжествует , а злые силы терпят поражение. Детям нравиться заучивать наставления, которые обычно отцы давали сыновьям в осетинских и русских  семьях.

Например , такие:

- « О, сын мой , дружи с кем хочешь, но сторонись пятерых

лжеца, глупца, завистника, жадины и труса».

Эти короткие наставления способствуют духовному , нравственному росту детей. Дети сами могут объяснить их значение и важность.

В глубокую древность уходят корни культуры русского и осетинского народов . Многое менялось в их жизни на протяжении веков , но через века и поколения пронесли народы самое главное для человека – любовь к Родине.

Сколько пословиц , поговорок , песен сложили об этом народы.

Вот лишь некоторые из них:

« Родная сторона – золотая колыбель»;

« Для гусей опора – крылья , для джигита – конь лихой»;

« Я уехал на чужбину , стал чужим стране родной».

Всем, кто всерьёз намерен заняться изучением прошлого нашей Родины , советую читать как можно больше литературы по данной теме. К сожалению , очень мало у нас литературы , где научные факты излагались бы языком , понятным дошкольникам.

В заключение хотелось бы напомнить, что Республика Северная Осетия обладает уникальным культурным и историческим наследием, отражающим историю формирования и развития многих народов Осетии с древнейших времён.

Учёные – фольклористы ежегодно находят что-то новое во всех жанрах фольклора.: легенды, предания, исторические песни, поэмы, которые помогают лучше понять исторические события , объяснить их.

Наша задача- донести эти сокровища народно памяти до детей , чьи любознательные души интуитивно тянутся к чистым истокам прошлого нашей Родины.

               

24 марта 2016 в 14:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.