МБДОУ-детский сад №8 «Огонёк» г. Моздок
|
Консультация " Открытость образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников - одна из основных компетенций педагогаКонсультация : « Открытость образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников – как одна из основных компетенций современного педагога ( ФГОС).»
В течение долгих лет складывалось такое отношение к семье и домашнему воспитанию , под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей , их нежелании её преодолевать. Что главные в воспитании детей – это социаль-ные институты ( детский сад , школа). Родители допускаются в ДОУ , когда требуется их помощь в благоустройстве помещения , озеленении, их приглашают на праздники , собрания. В остальные дни двери детского сада для них закрыты. Педагоги искренне полагают , что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живущие способы и формы работы с семьёй с доминированием монолога педагога ( инструктивные сообщения на собрании , консультации, информационные стенды). Всё это вызывает ошибки в общении педагога с родителями ( безличное обращение , торопливость в оценке ребёнка с акцентом на негативные проявления , пренебрежение к собеседнику , игнорирование его настроения , состояния , жизненного опыта.). Все эти указанные выше ошибки – свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога ., которая сводит на нет его педагогическую профпригодность. Анализ анкет родителей и воспитателей в ряде ДОУ по поводу взаимодействия тех и других показал: 30% воспитателей убеждены , что они обращаются к родителям по поводу развития их ребёнка , но лишь 2% родителей припомнили такое обращение. 25% родителей на вопросы об образовательных программах, об уровне развития своего ребёнка ответили: « не знаю». Основные поводы взаимодействия родителей и воспитателей : - СИТУАТИВНЫЕ : они связаны с поведением и обучением ребёнка( чем занимался , как спал , что ел, как себя чувствовал - это признали 47% воспитателей и 53% родителей. - ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОВОДЫ: они связаны с тем , что что-то принести, выучить дома , оплатить за посещение детского сада, помочь в группе – это признали 57% воспитателей и 43% родителей . Эти данные указывают на то , что взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для воспитателя важно , как организована деятельность группы( режим , обеспечение реализации программы ), то для родителей наиболее значимо- как вписывается и в режим , и в реализацию программы их ребёнок. Признание авторитета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. И новизна этих отношений определяется понятиями « СОТРУДНИЧЕСТВО» и « ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» « СОТРУДНИЧЕСТВО» -это общение на равных , где никому не принадле- жит привилегия указывать , контролировать , оценивать. « ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» - осуществляется в условиях открытости обеих сторон , когда не ущемляется ничья свобода . Оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим , оно способно маскировать истинные отношения. В основе новой философии ( по ФГОС) взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том , что за воспитание детей несут ответственность их родители , а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Главным моментом в контексте новой философии взаимодействия ДОУ и семьи – это личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка. И перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в соответствии с новой философией невозможно в рамках закрытого детского сада. Реализовать открытость ДОУ « внутрь» - это означает сделать процесс воспитания и обучения детей более свободным , гибким , дифференцированным; гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. А для этого педагог должен быть готов открыть самого себя в какой- то деятельности , не стеснятся рассказывать о своих радостях, тревогах , неудачах. Жизнь детей в группе должна проходить эмоционально насыщенно, комфортно, содержательно и тогда дети обязательно будут делиться с родителями своими впечатлениями и родители в свою очередь заинтересуются делами группы , детского сада. Важно с обеих сторон соблюдать такт и избегать панибратства. Вовлечение родителей в конкретные дела , занятия, проекты – одна из основных задач воспитателей. И теория и практика показывают , что вовлечение семьи приносит пользу и детям , и детскому саду и , прежде всего , самим родителям. Каким образом можно осуществить вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада? Это могут быть эпизодические мероприятия ( бабушка вяжет куклам, папа делает фотоснимки, мама беседует о здоровье для родит.собрания).Дети готовятся к ним вместе с родителями, братьями и сёстрами, приносят фотографии и поделки в детский сад, угощают любимыми сладостями и т.д. Открытость ДОУ «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микро социума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами : школой , муз.школой, библиотекой, музеем и т.д. И чтобы детский сад стал реальной , а не декларируемой открытой системой , родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности. Они должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребёнку воспитателей. Воспитатели в свою очередь , не должны торопиться с оценками в его развитии , не должны использовать выражения типа « Ваш Саша», « Ваш ребёнок» , подчёркивая тем самым отстранённость от проблем воспитания. - Педагоги должны демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями , например, Галина Алексеевна , Марк придумал сегодня интересную игру , подойди Марк расскажи маме , во что мы играли. И тогда будут возникать более доверительные отношения между родителями и педагогом. - Эмоциональная вовлечённость позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребёнка, помогающими другим. - Физическая вовлечённость позволяет им сформировать новые умения , забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми. - Непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям , так как возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться в вопросах развития детей, научиться некоторым премудростям работы с детьми и дома применять полученные навыки. - Наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяет им понять , что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие каждого ребёнка в отдельности – индивидуально. - В процессе вовлечённости в дело группы родители убеждаются , насколько многому дети учатся через игру , через занятия. - Родители могут наблюдать, как преуспевают их дети в социальном развитии- находят друзей , учатся работать вместе с другими детьми, как они учатся друг у друга. А, что же полезного могут извлечь сами дети от присутствия родителей в группах? - Они общаются с семьями других детей , которые представляют разнообразие культуры, что даёт возможность более глубокого понимания других культур. - Каждый ребёнок получает возможность получить больше внимания от взрослых, так как взрослых становится больше в группе. - Как правило, улучшается отношение и доверие к детскому саду со стороны детей , укрепляется чувство защищённости в процессе совместной работы педагогического коллектива и родителей. - Реальную пользу от вовлечения семьи в образовательный процесс имеют и сами воспитатели.: - Они получают ещё одного взрослого , который может занять детей какой-то игрой; - Они могут рассчитывать на использование увлечений , талантов , знаний и интересов родителей для обогащения содержания своей работы с детьми, а также использовать потенциал старших братьев и сестёр, бабушек и дедушек. -Вовлечение членов семьи в образовательный процесс в группе позволяет педагогам быть уверенными , что родители будут помогать детям закреплять полученные знания дома. - Вовлечение родителей в образовательный процесс способствует более тесному общению родителей всей группы друг с другом , что способствует поддержке любых совместных проектов детей и взрослых. - И педагоги могут уверенно рассчитывать на то, что родители будут охотнее отзываться на просьбы воспитателей о помощи в формировании каких-то учебных материалов , игрушек, книг, поскольку убедились в эффективности работы с ними в группе. В рамках исследования особенностей изменения педагогического сознания взрослых под влиянием ФГОС, который ориентирован на ребёнка , уделялось особое внимание характеру сотрудничества педагогов с семьями и включение родителей в образовательный процесс. В итоге были сделаны выводы , что работа воспитателей должна быть открыта для родителей. Но как показывают результаты опроса педагогов и родителей , реализация этих предложений на практике вызвала у респондентов определённые затруднения. Педагоги утверждают , что многие родители не интересуются тем , чему и как учатся их дети в детском саду. Семьи свидетельствуют об обратном: абсолютное большинство родителей проявляют устойчивый интерес к процессу обучения их детей и подавляющее большинство родителей не считают себя чрезмерно занятыми для регулярного общения с воспитателями ( 97%) и лишь 10% их них утверждают тот факт , что они не имеют возможности участвовать в занятиях с ребёнком в детском саду и дома из-за большой загруженности служебными и бытовыми делами. Такое явное несовпадение мнений демонстрирует , что декларируемая педагогами индивидуальная работа с семьями на практике осуществляется не всегда эффективно. Реальные возможности и интересы родителей оказываются неучтёнными, а значит неиспользованными во благо детей . Это может быть исправлено с введением в образовательный процесс дошкольного учреждения Федеральных государственных стандартов так как родители стали бы и спонсорами и партнёрами. 24 марта 2016 в 14:39
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.