МБДОУ-детский сад №8 «Огонёк» г. Моздок

Консультация " Открытость образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников - одна из основных компетенций педагога

  Консультация : 

« Открытость образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников – как одна из основных компетенций современного педагога ( ФГОС).»

 

В течение долгих лет складывалось такое отношение к семье и домашнему воспитанию , под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей , их нежелании её преодолевать. Что главные в воспитании детей – это социаль-ные институты ( детский сад , школа).

Родители допускаются в ДОУ , когда требуется  их помощь в благоустройстве помещения , озеленении, их приглашают на праздники , собрания. В остальные дни двери детского сада для них закрыты.

Педагоги искренне полагают , что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки.

В результате сложились весьма живущие способы и формы работы с семьёй с доминированием монолога педагога  ( инструктивные сообщения на собрании , консультации, информационные стенды). Всё это вызывает ошибки в общении педагога с родителями ( безличное обращение , торопливость в оценке ребёнка с акцентом на негативные проявления , пренебрежение к собеседнику , игнорирование его настроения , состояния , жизненного опыта.).  Все эти указанные выше ошибки – свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога ., которая сводит на нет его педагогическую профпригодность.

Анализ анкет родителей и воспитателей в ряде ДОУ по поводу взаимодействия тех и других показал:

30% воспитателей убеждены , что они обращаются к родителям по поводу развития их ребёнка , но лишь 2% родителей припомнили такое обращение.

25% родителей на вопросы об образовательных программах, об уровне развития своего ребёнка  ответили: « не знаю».

Основные поводы взаимодействия родителей и воспитателей :

- СИТУАТИВНЫЕ : они связаны с поведением и обучением ребёнка( чем занимался , как спал , что ел, как себя чувствовал  - это признали 47% воспитателей и 53% родителей.

- ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОВОДЫ: они связаны с тем , что что-то принести, выучить дома , оплатить за посещение детского сада, помочь в группе – это признали 57% воспитателей и 43% родителей . Эти данные указывают на то , что взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для воспитателя важно , как организована деятельность группы( режим , обеспечение реализации программы ), то для родителей наиболее значимо- как вписывается и в режим , и в реализацию программы их ребёнок.

Признание авторитета семейного воспитания  требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. И новизна этих отношений определяется понятиями « СОТРУДНИЧЕСТВО» и « ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

« СОТРУДНИЧЕСТВО» -это общение на равных , где никому не принадле-

жит привилегия указывать , контролировать , оценивать.

« ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» - осуществляется в условиях открытости обеих сторон , когда не ущемляется ничья свобода . Оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим , оно способно маскировать истинные отношения.

В основе новой философии  ( по ФГОС) взаимодействия семьи и дошкольного учреждения  лежит идея о том , что за воспитание детей несут ответственность их родители , а все остальные социальные институты  призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения  воспитания  из  семейного в общественное.

Главным моментом в контексте новой философии взаимодействия ДОУ и семьи – это личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка. И перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в соответствии с новой философией невозможно в рамках закрытого детского сада.

Реализовать открытость ДОУ « внутрь» - это означает сделать процесс воспитания и обучения детей более свободным , гибким , дифференцированным; гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. А для этого  педагог должен быть готов открыть самого себя в какой- то деятельности , не стеснятся рассказывать о своих радостях, тревогах , неудачах. Жизнь детей в группе должна проходить эмоционально насыщенно, комфортно, содержательно и тогда дети обязательно будут делиться с родителями своими впечатлениями и родители в свою очередь заинтересуются  делами группы , детского сада.

Важно с обеих сторон соблюдать такт  и избегать панибратства.

 Вовлечение родителей в конкретные дела , занятия, проекты – одна из основных задач воспитателей. И теория и практика показывают , что вовлечение семьи приносит пользу и детям , и детскому саду  и , прежде всего , самим родителям.

Каким образом можно осуществить вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада?

Это могут быть эпизодические мероприятия ( бабушка вяжет куклам, папа делает фотоснимки, мама беседует о здоровье для родит.собрания).Дети готовятся к ним вместе с родителями, братьями и сёстрами, приносят фотографии и поделки в детский сад, угощают любимыми сладостями и т.д.

Открытость ДОУ «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микро социума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами : школой , муз.школой,  библиотекой, музеем и т.д.

И чтобы детский сад стал реальной , а не декларируемой открытой системой , родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.

Они должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребёнку воспитателей. Воспитатели в свою очередь , не должны торопиться с оценками в его развитии , не должны использовать выражения типа « Ваш Саша», « Ваш ребёнок» , подчёркивая тем самым отстранённость от проблем воспитания.

- Педагоги должны демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями , например, Галина Алексеевна , Марк придумал сегодня интересную игру , подойди Марк расскажи маме , во что мы играли. И тогда будут возникать более доверительные отношения между родителями и педагогом.

- Эмоциональная вовлечённость позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребёнка, помогающими другим.

- Физическая вовлечённость позволяет им сформировать новые умения , забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми.

- Непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям , так как возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться в вопросах развития детей, научиться некоторым премудростям  работы с детьми и дома применять полученные навыки.

- Наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяет им понять , что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие каждого ребёнка в отдельности – индивидуально.

- В процессе вовлечённости в дело группы родители убеждаются , насколько многому дети учатся через игру , через занятия.

- Родители могут наблюдать, как преуспевают их дети в социальном развитии- находят друзей , учатся работать вместе с другими детьми, как они учатся друг у друга.

А, что же полезного могут извлечь сами дети от присутствия родителей в группах?

- Они общаются с семьями других детей , которые представляют разнообразие культуры, что даёт возможность более глубокого понимания других культур.

- Каждый ребёнок получает возможность получить больше внимания от взрослых, так как взрослых становится больше в группе.

- Как правило, улучшается отношение и доверие к детскому саду со стороны детей , укрепляется чувство защищённости в процессе совместной работы педагогического коллектива и родителей.

- Реальную пользу от вовлечения семьи в образовательный процесс имеют и сами воспитатели.:

- Они получают ещё одного взрослого , который может занять детей какой-то  игрой;

  - Они могут рассчитывать на использование увлечений , талантов , знаний и интересов родителей для обогащения содержания своей работы с детьми, а также использовать потенциал старших братьев и сестёр, бабушек и дедушек.

-Вовлечение членов семьи в образовательный процесс в группе позволяет педагогам быть уверенными , что родители будут помогать детям закреплять полученные знания дома.

- Вовлечение родителей в образовательный процесс способствует более тесному общению родителей всей группы друг с другом , что способствует поддержке любых совместных проектов детей и взрослых.

- И педагоги могут уверенно рассчитывать на то, что родители будут охотнее отзываться на просьбы воспитателей о помощи в формировании каких-то учебных материалов , игрушек, книг, поскольку убедились в эффективности работы с ними в группе.

В рамках исследования особенностей изменения педагогического сознания взрослых под влиянием ФГОС, который ориентирован на ребёнка , уделялось особое внимание характеру сотрудничества педагогов с семьями и включение родителей в образовательный процесс.  В итоге были сделаны выводы , что работа воспитателей должна быть открыта для родителей.

Но как показывают результаты опроса педагогов и родителей , реализация этих предложений на практике вызвала у респондентов определённые затруднения.

Педагоги утверждают , что многие родители не интересуются тем , чему и как учатся их дети в детском саду. Семьи свидетельствуют об обратном:

абсолютное большинство родителей проявляют устойчивый интерес к процессу обучения их детей и подавляющее большинство родителей не считают себя чрезмерно занятыми для регулярного общения с воспитателями ( 97%) и лишь 10% их них утверждают тот факт , что они не имеют возможности участвовать в занятиях с ребёнком в детском саду и дома из-за большой загруженности служебными и бытовыми делами.

Такое явное несовпадение мнений демонстрирует , что декларируемая педагогами индивидуальная работа с семьями на практике осуществляется не всегда эффективно.

Реальные возможности и интересы родителей оказываются неучтёнными, а значит неиспользованными во благо детей . Это может быть исправлено с введением в образовательный процесс дошкольного учреждения Федеральных государственных стандартов так как родители стали бы и спонсорами и партнёрами.

24 марта 2016 в 14:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.