МБДОУ-детский сад №8 «Огонёк» г. Моздок
|
Годовой план работы МБДОУ№8 " Огонёк" на 2015-2016 уч.годУтверждён на Совете педагогов МДОБУ №8 « Огонёк» Протокол № 1 от 03.09.2015г. Заведующая : _________Н.В.Пархоменко. Годовой план работы
МДОБУ №8 « Огонёк»
на 2015- 2016 уч.год РСО-Алания г.Моздок 1. Общие сведения о ДОУ:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 8 « Огонёк» г.Моздока . Адрес : 363750, Республики Северная Осетия –Алания , город Моздок, ул.Площадь 50 лет Октября , дом № 9. Учредитель: Администрация местного самоуправления Моздокского района. МДОБУ детский сад №8 « Огонёк» функционирует на основе Устава, , зарегистрированного 20октября 2011 года и лицензией № 000029, серия 15, выдана 16 февраля 2011года. Режим работы : пятидневный , длительность пребывания детей в ДОУ – 10.5 часов, с 7.30 до 18.00.часов. Приём детей осуществляется Управлением образования Моздокского района. Заведующая дошкольного учреждения 6 Н.В.Пархоменко. Имеет педагогический стаж работы -13 лет Квалификационной категории не имеет. Дошкольное учреждение находится в двухэтажном здании площадью 1041,66 кв.м, построенном по типовому проекту и расположено в центре г .Моздока., его окружают многоэтажные жилые дома и социальные учреждения : районный дворец культуры, детская музыкальная школа,( которые посещают наши воспитанники, обучаясь в кружках по интересам),средние образовательные школы № 1, № 2.( учащимися которых становится основная часть наших воспитанников),стоматологическая поликлиника , аптеки., магазины. Оно обеспечено централизованным отоплением, канализацией и водоснабжением. Естественное и искусственное освещение соответствует проектным и санитарным требованиям для ДОУ , в каждой возрастной группе имеются спальные комнаты. Групповые помещения обеспечены мебелью и игровым оборудованием .Музыкальный и физкультурный залы совмещены . Имеется медицинский кабинет, процедурный, изолятор, методический кабинет , прачечная, костюмерная. На территории дошкольного учреждения оборудованы крытые веранды с вертикальным озеленением где дети могут спрятаться во время прогулок от дождя , снега и ветра, оборудованы площадки для игр и гулянья. Кроме этого , имеются беседки , увитые растениями для индивидуальных игр и песочницы с крышками для защиты песка от засорения . Имеется также большая спортивная площадка , которая оборудована :беговой дорожкой , турникетами, шведскими стенками, баскетбольными щитами, футбольными воротами, где дети закрепляют основные движения и спортивные навыки. Развивающая среда в детском саду организована с учётом интересов детей , их потребностям и отвечает их возрастным и полоролевым особенностям ( ФГОС ДО). Созданы условия для познавательной и творческой активности детей: уголок опытов и экспери- ментов с оборудованием для проведения опытов и исследований , мини – музей коренного народа- русского_ « Музей русского быта» , уголок детского творчества в фойе детского сада « Как прекрасен этот мир!», тематические уголки, материал в которых периодически менялся: « Права ребёнка», « Безопасность дошкольника», « Символы России , республики ,города», « Уголок Космоса» , « Помним и гордимся» и др. Территория детского сада огорожена , в ночное время суток охраняется сторожами , а в дневное время калитка всегда закрыта – оборудована домофоном, с целью террористической защищённости. Здание ДОУ имеет хороший эстетический вид. Помещения и территория детского сада соответствует государственным санитарно- эпидемиологическим требованиям к устройству , правилам и нормам – СанПин 2.4.1.3049-13., нормам и правилам пожарной безопасности . Удовлетворительное техническое состояние здания и внутри площадных сооружений поддерживается при помощи капитальных и косметических ремонтов. Последний капитальный ремонт был в 1999г- 2000уч.году , а текущий косметический в июле 2015года, силами сотрудников и родителей. Здание по проекту рассчитано на 5 групп, 95 детей. Фактический списочный состав детей в 2014-2015 учебном году : 115 детей. Количество возрастных групп – 5; из них: 4- дошкольные группы; 1- раннего возраста. -- 1 младшая группа « Колобок»( от 2-х до 3-х лет) – 25 детей; -- 2 младшая группа « Репка»( от 3-х до 4-х лет) - 23 ребёнка; -- средняя группа «Петушок»( от 4-х до 5-ти лет)- 25 детей; -- старшая группа « Теремок»( от 5-ти до 6-ти лет)- 24 ребёнка ; -- подготовительная « Буратино»( от 6-ти до 7-ми лет)18 детей. Общее количество – 115 детей ( кроватей – 113 шт). Дети в группах размещены по возрастному принципу. Процентное соотношение возрастного состава воспитанников на 1 января 2015года:
2 года- 0 детей; - 0% 3 года- 33 ребёнка; 28% 4 года- 28 детей; 24% 5 лет- 31 ребёнок; 26% 6 лет- 22 ребёнка; 22% 7 лет- 1 ребёнок; 1% Процентное соотношение этнического состава воспитанников:
Русские – 58 чел.- 52 % Аварцы- 4 чел.-3.5% Осетины- 17 чел- 15% Чеченцы – 2 чел.-1.5% Кумыки- 13 чел- 11% Немцы- 2 чел.- 1.5% Кабардинцы-11чел- 9,% Армяне- 8 чел- 6.5% Процентное соотношение характеристики воспитанников по половому различию:
Девочек – 51 чел.- 44% Мальчиков – 64чел.- 56% Процентное соотношение количества детей по порядку рождения в семье воспитанников: Первый ребёнок- 45чел.- 39% Второй ребёнок- 65 чел- 59% Третий ребёнок- 4 чел.- 1.5% Четвёртый ребёнок- 1 чел. – 0.5% Процентное соотношение социального статуса семей воспитанников:
Воспитанники дошкольного учреждения – дети семей различного социального статуса: Рабочие- 52 родителя- 22% Госслужащие и военнослужащие- 86 родит.- 42% Предприниматели- 67 родит.- 31% Безработные- 11 родит.- 5.0% Процентное соотношение возрастного ценза родителей воспитанников:
Анализ возрастного ценза показал, что 9 человек – молодые люди до 25 лет; 111человек- родители , возраст которых от 25 до 35 лет., 88 человек – родители , возраст которых достиг от 35 до 45 лет, 8 человек- возраст которых свыше 45 лет: До 25-9 чел.-10% От 25до 35 -111чел.- 52% От 35 до 45 – 88 чел.- 30% Свыше 45-8 чел.- 8% Процентное соотношение состава семей воспитанников:
Всего семей – 115. Большинство детей воспитывается в полных семьях, их – 106;. Из них – 5 семей – многодетные, 14 семей – неполные( матери – одиночки), эти дети воспитываются в социально – незащищенных семьях. Полных семей -96шт.- 83% Многодетных -5 шт.- 4% Неполных -14шт.- 13% 2. Анализ работы МДОБУ за 2014-2015уч.год
Количество возрастных групп – 5 ; Количество педагогических кадров - 8; Административный персонал -2; ( заведующая , зам.завед.по ВР); Дошкольное учреждение работало по основной программе « Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой и « Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Также использовали парциальные программы , методики нового поколения: - « Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушакова; - « Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина; - « Экологическое воспитание дошкольников» С.Н.Николаева; - « Наш дом - природа» Н.А.Рыжова; - «Программа социального развития « Я-человек»; - « Программа социально- эмоционального развития « Я-ТЫ- МЫ» О.Л.Князева; - « Региональная программа « Мой край- моя святыня» Л.А.Бобылёва, А.В.Султанова. и программа ДОУ « Родина моя – Моздок»». - Оздоровительная программа « Как воспитать здорового ребёнка» В.Г.Алямовская.; - « Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В.Куцакова; - « Государственная программа « Патриотическое воспитание гражданРФ» А.А.Остапца Г.Н.Абросимова, М.Е.Трубачёва. - Программа « Математические ступеньки» Е.В.Колесниковой. Педагогический коллектив , обеспечивающий процесс развития и воспитания детей . состоит из 8 сотрудников: 6 педагогов имеют высшее педагогическое образование ( 75%); 2- среднее специальное педагогическое образование( 25%). При этом первую квалификационную категорию имеет 1 педагог( 12,5%), остальные 6 – имеют « соответствие»- вторую квалификационную категорию ( 87.5%), 1 – педагог – не имеет категории.(1.0% Расстановка кадров была следующая :
Проблема , стоящая перед педагогами ДОУ в 2014-2015г.:
В 2014-2015 учебном году коллектив работал над решением следующих задач: 1. Пути совершенствования работы по решению проблемы нравственного воспитания через приобщение детей к героико- историческому прошлому Родины; 2. Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей ; 3. Оптимизация деятельности административного аппарата , методической службы в выстраивании воспитательно- образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Что такое ФГОС? Стандарты образования - Встал у всех большой вопрос. Для родителей ожидания, Минимум отчаяния, Для педагогов –страдания, Максимум внимания. Определённые переживания………
Сегодня в обществе идёт становление новой системы образования , в том числе и дошкольного, направленной на реализацию федерального государственного стандарта. Во все времена введение в практику работы ДОУ тех или иных инноваций предполагает определённые трудности. Это множество вопросов, обсуждений , сомнений, поиск наиболее эффективных путей введения инноваций в практику работы. Замечено , что чем больше практика подготовлена к инновациям, тем легче и быстрее они внедряются. Взвешенный анализ и выбор наиболее эффективных форм работы снизит неоправданное напряжение, а в некоторых случаях и панику у педагогов. Поэтому в новый годовой план будут внесены мероприятия , которые помогут педагогам успешно реализовать свой педагогический опыт для решения задач ФГОС ДО. В январе 2015 года был разработан и утверждён план график введения ФГОС в ДОУ , утверждено «Положение», определён перечень изменений В ДОУ для приведения дошкольного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС, внесены корректировки в образовательную систему ДОУ. Был проведён семинар по теме: « Содержание и технологии введения ФГОС в ДОУ». На семинаре были тщательно изучены и проработаны требования к организации образовательного процесса в ДОУ при введении ФГОС. Большое внимание уделялось мониторингу повышения квалификации педагогических кадров. Педагогам было предложено пройти курсы повышения квалификации по программе «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В марте заведующей ДОУ Н.В.Пархоменко был подготовлен план ресурсного обеспечения в ДОУ образовательного процесса. Был проведён анализ соответствия материально- технической базы действующим санитарным и противопожарныи нормам , а также нормам охраны труда работников ДОУ . Они соответствуют всем нормам. С мая месяца заместителем заведующей по воспитательной работе Л.М Меньшаевой начата работа по комплектованию методической базы ДОУ, проведён анализ имеющегося методического фонда для реализации ФГОС. С января месяца ведётся работа по нормативно- правовому обеспечению введения ФГОС, были подготовлены приказы , локальные акты , регламентирующие введение ФГОС, доведены до всех участников образовательного процесса необходимые нормативные документы. В ДОУ ведётся работа по поэтапной подготовке педагогических и управленческих кадров к введению ФГОС, разработана « Дорожная карта», определено прохождение курсов повышения квалификации педагогам. С целью предупреждения профессиональных затруднений с педагогами ДОУ проводились консультации по темам: « ФГОС дошкольного образования, его основные задачи и принципы», « Новые образовательные концепции ФГОС ДО», « Условия , необходимые для успешной реализации ФГОС ДО», « Профессиональный стандарт педагога, как инструмент повышения качества образования». Велась работа по информационному обеспечению перехода ДОУ на ФГОС. Был обеспечен доступ работников ДОУ к электронным образовательным ресурсам Интернет. Педагоги электронно прошли курсы повышения квалификации в Автономной некоммерческой организации « Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» по темам: « Теория, методика и воспитательно –образовательные технологии дошкольного образования», « Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС» . девять педагогов получили удостоверения о повышении квалификации. На общем родительском собрании родители воспитанников получили полную информацию о введении ФГОС в ДОУ , рассматривались вопросы родительской общественности и ДОУ по совместным формам работы В новом учебном году мы пытались хорошо ознакомиться с ФГОС ДО и кое-что изменить в работе ДОУ. Изменения произошли в планировании, в непосредственно образовательной деятельности, в организации развивающей среды. Сотрудники детского сада способствовали созданию доброжелательной атмосферы в учреждении; в группах в процессе общения взрослых с детьми преобладало эмоционально насыщенное настроение , благодаря педагогическому мастерству ,творчеству и артистизму окружающих детей людей. Педагоги дошкольного учреждения повышали свою квалификацию, свой профессиональный уровень через самообразование, принимали участие в районных МО, изучали новинки методической литературы , опыт коллег, опубликованных в журналах « Дошкольное воспитание», « Ребёнок в ДОУ», « Воспитатель ДОУ», « Няня Юга» в интернете, двое педагогов в 2015году закончили учёбу в высшем учебном заведении. Творческие отчёты по самообразованию проходили на педагогических советах, семинарах, консульта- циях. В нашем дошкольном учреждении есть свои традиции, которые сплачивают и объединяют всех участ- ников образовательного процесса: - Коллективное творчество воспитанников , педагогов и родителей в оформлении помещений детского детского сада и групповых площадок; - Совместное проведение мероприятий ( проектов) с детьми, родителями и педагогами; ( принимали участие 20% родителей); - Формирование дружелюбных взаимоотношений в коллективе и создание положительного микроклимата В ДОУ; - Единство с родителями, взаимопонимание между ними и сотрудниками дошкольного учреждения(40%) - Бережное отношение к окружающей природе и забота об озеленении детского сада. - Совместные выезды на природу с членами профсоюза и проведение спортивных, праздничных меро- приятий. Для успешной реализации задач по обеспечению образовательными услугами воспитанников МДОБУ воспитательно образовательный процесс осуществлялся по следующим направлениям: - Социально- коммуникативное развитие; - Познавательное развитие; - Речевое развитие ; -Художественно- эстетическое развитие - Физическое развитие. Были созданы условия, реализовывались принципы развивающего обучения и интеграции образователь- ных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса был взят комплексно- тематический принцип с ведущей игровой деятельностью., с использованием разнообразных форм работы с детьми. Воспитательно образователь- ный процесс подразделялся на : - образовательную деятельность , осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности( игровой . трудовой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной, чтения, музыкально- художественной); - образовательную деятельность , осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей ; - взаимодействие с семьями воспитанников по реализации задач. Построение образовательного процесса основывалось на адекватных возрасту формах работы с детьми . Обязательным условием для нашего ДОУ было активное познание детьми окружающего мира через деятельность ( игры, общение, познавательно- исследовательскую и проектную деятельность – как сквоз- ные механизмы развития ребёнка). При этом содержание форм менялось в зависимости от возраста детей. Для дальнейшей работы ДОУ в свете реализации федеральных государственных стандартов мы провели аналитическую работу , которая позволила нам отследить влияние как позитивных , так и негативных тенденций на качество воспитательно- образовательной работы. Физическое развитие и здоровье воспитанников:
Здоровье детей , посещающих наше дошкольное учреждение, всегда является предметом пристального внимания коллектива. В прошедшем учебном году педагоги пытались реализовать программу « Здоровый дошкольник» Змановской , с целью сохранения, укрепления здоровья воспитанников. В детском саду созданы оптимальные и благоприятные условия для охраны и укрепления здоровья детей , их психического и физического развития. В прошедшем учебном году коллектив продолжал работу над основными задачами охраны и укрепления здоровья детей , развитием основ валеологического сознания, потребности заботиться о своём здоровье. В течение года все намеченные мероприятия в годовом плане работы выполнены удовлетворительно . Проводились следующие мероприятия: -- Присутствие родителей в группе во время адаптации; -- Созданы благоприятные санитарно- гигиенические условия ; -- Соблюдался режим дня ; -- Был обеспечен заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно- ориентировочного подхода ; -- Было организовано полноценное питание; -- Ежедневное пребывание детей на воздухе в благоприятную погоду, с необходимой двигательной активностью; -- Закаливающие мероприятия солнцем , воздухом и водой ; -- Каждодневная утренняя гимнастика и т.д. Для педагогов первой младшей группы проводились консультации: 1. « Осторожно, самый нежный возраст !»; 2. «Требования к играм , проводимым в адаптационный период»; 3. « Пути активизации двигательной активности детей с учётом индивидуальных особенностей состояния их здоровья»; 4.Приёмы , облегчающие ребёнку утреннее расставание. 5. Предметная среда , как пространство социального развития. 4. « Основные направления взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни». Все проведённые мероприятия способствовали повышению профессионального уровня педагогов. Родители привлекались к совместной работе с ДОУ, они систематически информировались о результатах оздоровительной работы проводимой с детьми .Проводились групповые и индивидуальные консультации для родителей , а также родительские собрания на актуальные темы Групповых собраний было проведено по 3 в каждой возрастной группе; Общих- 2: 1. « ФГОС дошкольного образования- новые ориентиры дошкольного образования»; 2. « Рассказывайте детям об их подвигах»; « Сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников». здоровья дошкольников»; Консультаций – 5 -- « Как закалять ребёнка , чтобы не нанести вред его здоровью»; -- « Детская агрессия и как с ней бороться»; -- « Как понимать родительскую строгость»; -- « Режим дня – основа здоровья ребёнка».; -- « Право ребёнка на хорошее здоровье..» Педагогами проводились открытые мероприятия для коллег и родителей : -- « Организация двигательной активности на прогулке» в средней группе , воспитатель – Лашманова Н.А. -- «Утренняя гимнастика в младшей группе» , воспитатель – Охотная Т.С. Для родителей была проведена консультация специалиста – психолога Хабаловой И.Ю.на тему « Детская агрессия и как с ней бороться». Проводился конкурс среди педагогов на изготовление нестандартного физкультурного оборудования, к участию в нём привлекали родителей. Нужно сказать конкурс не удался , желающих родителей что – либо сделать своими руками не оказалось,хотя были даны рекомендации , показаны иллюстрации. Работа , проводимая коллективом и родителями способствовала снижению заболеваемости детей ОРЗ и гриппом по сравнению с 2013- 2014 уч .годом сад на 0.5% ясли на 0.3% . Заболеваемость за 2013- 2014 год ( дней на одного ребёнка): Ясли- 1, 4 ; Сад- 0,6 Заболеваемость за 2014- 2015 год ( дней на одного ребёнка): Ясли – 1,1; Сад- 0,1 На первом месте стоят заболевания ОРЗ и ОРВИ, заболеваний гриппом не было. В 2014 - 2015 учебном году численность детей составила 115 человек; Распределение детей по груп- пам здоровья было следующее: 2013-2014г. 2014- 2015 1 группа здоровья – 77детей 65 детей; 2 группа здоровья - 45детей 47ребёнка; 3 группа здоровья - 3детей 3ребёнка.
Но тем не менее , хочется отметить , что для решения поставленных задач использовались не все методы и педагогами и родителями. Данные анкетного опроса родителей позволили оценить качество соблюдения режима дня и проведения оздоровительно закаливающих мероприятий в семье. Было отмечено , что вопрос оздоровления детей в семьях решается недостаточно. Многие родители уделяют недостаточно внимания именно тем мероприятиям, которые необходимо проводить дома: дети нерегулярно бывают на свежем воздухе , укорачивается ночной сон, так как дети поздно укладываются спать – не соблюдается режим , мало двигаются . Анализ анкетных данных показал, что вечерняя прогулка детей с родителями осуществляется нерегулярно- около 1/3 всех детей в вечерние часы после детского сада остаются без прогулки даже при благоприятной погоде. Во многих семьях дети не гуляют или мало гуляют в выходные праздничные дни. Данные анкетного опроса большинства родителей ( 57,5%)свидетельствуют о том , что в такие дни днём детей не укладывают спать. Это создаёт предпосылки для перенапряжения нервной системы ребёнка , наступающего в результате чрезмерно длительного бодрствования затрудняет его засыпание днём. Многие родители укладывали детей спатьпосле 21.45( 42,2% случаев) в ( 22%случаев) после 22.00час. Как выяснилось , причиной позднего засыпания детей чаще всего было злоупотребление просмотром телепередач и игрой на компьютере. Дети занимаются этим до 2-х – 3-х часов. Подобное время препровождение является для детей не отдыхом и не развлечением , а дополни- тельной нагрузкой на нервную систему , органы зрения , опорно- двигательный аппарат. Достаточно серьёзные нарушения в семьях выявлены и в организации питания детей, в частности , они нарушают интервалы между приёмами пищи , что приводит к снижению аппетита, дети едят нездоровую пищу: чипцы, сухарики и т.п. К подобным нежелательным осложнениям приводит также применение родителями неправильных приёмов кормления детей – их насильственное кормление, уговоры, чтение или рассказывание сказок. Со слов родителей, только у 35% из них дети охотно едят все виды пищи, 37% детей едят выборочные блюда, остальные дети страдают пониженным аппетитом, нередко отка- зываются от еды. Однако , как выяснилось , в семье менее чем в половине случаев дети нерегулярно выполняют гигиенические правила : не чистят зубы, не моют ежедневно ноги не выполняютпростейшие водные процедуры. Эти данные говорят о недоработке педагогов и медицинского персонала с родителями. Медицинской сестре и педагогам необходимо вести с семьями воспитанников скрупулёзную работу по повышению их гигиенической и педагогической культуры с тем, чтобы и дома и в ДОУ требования к воспитанию и оздоровлению детей были согласованны. Эффективность используемых мер по охране физического и психического здоровья детей зависит прежде всего от того насколько правильно педагог строит деятельность и отдых детей в течение дня , регулирует их взаимоотношения в коллективе,умеет организовать игру . В.А. Сухомлинский считал, что « забота о здоровье детей- важнейший труд воспитателя», а « во главе педагогических мероприятий , проникая через всю воспитательную работу , должна стать забота об укрепленииздоровья ребёнка».Наш коллектив хорошо помнит эти слова и старается им следовать. Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников ,формирование у них привычки к здоровому образу жизни , были и остаются его первостепенной задачей с учётом всех недостатков и недоработок в работе. В нашем дошкольном учреждении созданы условия для физического развития детей . На территории имеется большая спортивная площадка, оборудованная всем необходимым, где в основном проходят все спортивные мероприятия и свободная самостоятельная двигательная деятельность детей. Физкультурный зал совмещён с музыкальным . что создаёт определённые неудобства при проведении музыкальных, физкультурных занятий и гимнастики в плохую погоду. Имеется вакансия инструктора по физической культуре ( на 0,5 ставки никто не идёт и уже второй год у нас его вакансия). Но тем не менее , педагоги использовали разнообразные виды и формы организации двигательной активности в регламентированной деятельности: в утренней гимнастике, нафизкультурных занятиях , в досугах , праздниках и развлечениях, на прогулках. Физкультурные занятия, для создания у детей эмоциональ- ного подъёма и игровой мотивации, заинтересованности, проводились в основном в игровой форме, посредством этих приёмов увеличивалась моторная плотность занятий.Нагрузку на организм детей на физкультурных занятиях педагоги варьировали в соответствии с их индивидуальными особенностями. В самостоятельной двигательной деятельности дети часто пользовались нестандартным физ. оборудованием , изготовленным педагогами совместно с родителями.( как на прогулке, так и в свободное от занятий время в группах), под наблюдением воспитателей. В своей работе также педагоги использовали здоровьесберегающие технологии : -- зрительную, дыхательную и пальчиковую гимнастики; -- упражнения на укрепление осанки ; -- упражнения на профилактику плоскостопия; - гимнастику пробуждения и т.д. Проводились познавательные занятия по формированию представлений и привычки к здоровому образу жизни, такие как -- « Правила гигиены»; --« Кто с закалкой дружит , никогда не тужит»; -- « Чистота – залог здоровья»; -- « Полезные и вредные привычки» и т.п. Наиболее успешное решение многогранных задач физического воспитания только с использованием комплекса разнообразных средств и форм организации детской деятельности, которые педагоги использовали в своей работе. Это и организованная самостоятельная двигательная деятельность детей , подвижные игры , игры с элементами спорта , спортивные игры с детьми старшего возраста : бадминтон, баскетбол, хоккей на траве и др. Интересно и с пользой проводились спортивные праздники, спортивные досуги и развлечения, с участием сказочных персонажей , родителей и детей –выпускников. Вся двигательная активность детей проходила под наблюдением воспитателей , они контролировали , чтобы она была разнообразной, чтобы дети не перегревались, чтобы не было случаев травматизма. И , слава богу, их не было в году ни одного. Во время игр воспитатели чрезмерно активных детей направляли , чтобы они своевременно корректировали и чередовали интенсивные и спокойные игры . Малоподвижных детей побуждали к активным действиям. И умело это делали такие педагоги как Абукова З.Б., Аржановская В.Я.., Дружина Л.И. Магомедова З.М. Лашманова Н.А..Но несмотря на большую проделанную работу , были и недостатки: педагоги не все формы использовали в работе . А именно , недостаточно использовались физкультурные уголки в групповых помещениях для индивидуальной работы с детьми, редко проводились « Дни здоровья»,мало внимания уделялось элементам спортивных игр.Чтобы успешнее проходило решение многогранных задач физического воспитания воспитанников, с педагогами проводилась работа по повышению их профессионального уровня:консультации, семинары, открытые просмотры воспитательнообразовательного процесса., беседы .Большая работа проводилась с родителями по воспитанию физических качеств у их детей .Были проведены консультации о здоровье и физическом развитии детей . Проводились анкетирования , опросы. Из которых мы получили ценные сведения. Выяснилось, что из всех опрошенных родителей только 5% совместно с детьми совершают загородные прогулки , прогулки в парк, сквер. Во время обычных прогулок недостаточно используются такие важные для развития моторики ребёнка спортивные упражнения , как катание на коньках, роликах, самокатах, езда на велосипеде., спортивные игры – баскетбол, бадминтон, настольный теннис.. Контроль за физическим воспитанием , выполнением режима дня , закаливания и санитарно- гигиеническими условиями осуществлялся периодически администрацией. Мед.персонал периодически отсутствовал. Благодаря контролю коллектив добился следующих результатов: 1. Показатели физического развития , эмоционального и психологического состояния детей стали выше, появилась положительная динамика в состоянии их здоровья(сниженислучаев заболеваний в течение года, изменение группы здоровья в благоприятную сторону.). 2. Дети стали более коммуникабельны, самостоятельны , менее конфликтны; 3.На образовательных занятиях дети достигают больше положительных результатов. Анализ выполнения программы по физическому развитию детей показал следующие результаты : Высокий уровень - 20,6 % Средний уровень - 56.0% Низкий уровень - 23.4% Коллективу есть над чем задуматься и прилагать все усилия в работе и довести выполнение программы по физическому воспитанию детей до высокого уровня ( 85%) . Интеллектуально- личностное развитие: В нашем детском саду имеются оптимальные условия для развития у детей интеллектуальных способностей. В работе педагоги использовали следующие программы: , « Программа по развитию речи» - О.С.Ушаковой, « Программа по ФМП» - Колесниковой , порциальная программа « Я-человек», « Наш дом – природа»- С.Н.Николаевой., « Наш мир « - Ю.А.Акимова, « Я и мир» Л.Л.Мосалова . Программа по подготовке к обучению грамоте « Звуки речи, слова, предложения – что это?» Р.Д.Тригер. , « Я- Ты- Мы» О.Л.Князевой, «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста С.Д.Ермолаевой. Все они направлены на интеллектуальное , личностное развитие и развитие речи детей. Используя разнообразные методы и приём в работе , делая упор на индивидуальный подход к каждому ребёнку в его воспитании и развитии , педагоги добивались положительных результатов., способствовали расширению знаний , формированию умений и навыков , раскрытию творческого потенциала , нравственному воспитанию воспитанников. Положительные результаты работы были видны на итоговых занятиях, проводимых воспитателями в конце каждого квартала. Их было проведено-9 шт. . Опытные педагоги : Абукова З.Б., Аржановская В.Я., Дружина Л,И, ЛашмановаН.А., Магомедова З.М. делились опытом работы с молодыми педагогами. Дети подготовительной к школе группы ( воспитатели : Лашманова Н.А.. и Аржановская В.Я.). участвовали в районном конкурсе детского художественного творчества « Театральная мозаика»,« Весёлые нотки», в конкурсах юных художников , во всероссийских конкурсах рисунка и прикладного искусства , в эколо- гических конкурсах. Их успехи были отмечены грамотами и ценными подарками. Результаты годовой диагностики освоения программы детьми оказались следующими: Высокий уровень показали 27,4% детей; Средний уровень показали 40.9% детей; Низкий уровень показали 31.7% детей. – это дети плохо посещающие ДОУ из- за болезней По результатам мониторинга успеваемости в школе наших выпускников отмечаются хорошая подготовка к школе, их нравственное воспитание и гармоничное развитие. Считаем , что воспитатели подготовительной группы : Лашманова Н.А. и Аржановская В.Я. добились хороших результатов в воспитании и развитии своих воспитанников . Уровень готовности выпускников Высокий уровень у 41.0 % детей; Средний уровень у 38.0% детей ; Низкий уровень у 21.0% детей. Средний уровень освоения программы 59%; В школу было выпущено 28 воспитанников , большинство из которых самостоятельны , усидчивы , добры, находчивы и внимательны , с хорошо развитым логическим мышлением , памятью и воображением . Музыкальное развитие : Влияние музыки в развитии творческой деятельности велико .Музыка , как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка , побуждать к нравственно эстетическим переживаниям , вести его к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность , которая ведёт детей к этому . От его нравственного облика, уровня знаний , профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитанника.Важно не только понимать и любить музыку , научиться выразительно , стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте . Самое существенное – уметь применять свой музыкальный опыт в воспитании детей. Не устаём повторять , что детям нашего ДОУ в этом плане повезло,у нас работает замечательный педагог , человек, музыкальный руководитель : Марухина Н.Г.- педагог с высшим образованием и высшей категорией.Музыкальные занятия для наших детей одни из самых любимых. Музыка используется педагогами во время проведения утренней гимнастики , физкультурных занятий, досугов, развлечений, праздников , занятий познавательных и продуктивных. Она сопровождает наших детей везде , так как музыкальное развитие- это результат формирования ребёнка в процессе активной музыкальной деятельности. Музыкальные занятия, праздники, развлечения проводятся регу- лярно и интересно , весь репертуар и организация детской деятельности , используемые музыкальным руководителем отвечают современным требованиям и составляются с учётом возрастных особенностей дошкольников . Дети знакомятся с различными жанрами народной музыки , песнями и пьесами лассиков и современных композиторов , тем самым накапливая музыкальные впечатления. Музыка прочно вошла во весь воспитательно-образовательный процесс . Для музыкального развития детей в детском саду созданы оптимальные условия : музыкальные уголки во всех возрастных группах и предметно- развивающее пространство в музыкальном зале. В группах в основном созданы условия для самовыражения детей в свободной деятельности речевых навыков и музыкальных., но недостаточно для выражения танцевальных и театральных. Хочется подчеркнуть , что Н.Г. продолжает находить таланты в пении , танцах, слушании, игре на муз. инструментах и развивать их. Каждую среду в ДОУ муз. руководителем проводятся развлечения: показ кукольных спектаклей с участием старших детей. Используются в работе вариативные методики и технологии « От игры к спектаклю», для развития артистических способностей детей в театрализованной деятельности. Мечтаем о магнитофонах в каждую группу , для обогащения бытовых процессов музыкальным сопровождением. По годовой диагностике выполнения программы по музыкальному развитию , дети показали следующие результаты: -- Высокий уровень – 26.7%; --Средний уровень - 64.2% ; -- Низкий уровень - 9.1%. Художественно –эстетическое развитие.
Художественно –эстетическое развитие воспитанников проходило через все виды детской деятельности, через приобщение к культурному наследию народов населяющих Моздокский район. В этом нам помогал содержательно оборудованный мини – музей « Русского быта» , национально –региональные уголки в группах. Используя разнообразные методы и приёмы, педагоги развивали у детей творческие способности, умение рассмотреть, увидеть в повседневной жизни красоту окружающего мира , умение передать увиденное . Познавательно и творчески проходили занятия по всем разделам изобразительной деятельности с использованием традиционного, природного и бросового материала. Коллективные и индивидуальные работы детей служат украшением интерьера ДОУ, более талантливые дети со своими работами участвовали в детсадовских , региональных , республиканских выставках и конкурсах. Немало работ выполнялось совместно с родителями , что давало возможность родителям приобретать педагогический опыт , а детям получать содержательное и такое необходимое общение с родителями. Содержательно , активно и весело проходили в детском саду праздники. Праздник – это яркое запоми- нающееся событие в жизни воспитанников. Назначение и цель педагогов сделать его незабываемым , открыть детям окно в мир удивительных чудес, волшебных красок и звуков. Пение , декларирование стихов развивают речь и память , сама атмосфера театра позволяет ребёнку раскрыть творческий потенциал, раскрепоститься , избавиться от застенчивости, страха перед взрослой аудиторией . Создавая на протяжении учебного года благоприятные условия для развития музыкальных и творческих способностей , успешных выступлений , мы привлекали их к искусству танцев , движений, способство- вали проявлению креативности , помогали каждому ребёнку проявить свои художественные способности , самостоятельность, развить творчество. Результативность воспитательно- образовательного процесса:
Итоговая оценка освоения содержания образовательной программы проводилась перед выпуском в школу и включала описание интегративных качеств выпускника. ( Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы» Н.Е.Веракса , Т.С.Комарова, М.А.Васильева). Формы её проведения: - беседы с детьми; - игровые ситуации с проблемными вопросами; - анализ продуктов детской деятельности; - наблюдение игровой деятельности; общение во всех видах детской деятельности; - наблюдение работы в проектной и экспериментальной деятельности и пр. Мониторинг результативности развития воспитанников по образовательным областям в соответствии с требованиями ФГОС за 2014- 2015 г.г.
Результаты педагогического анализа в 2013-2014 учебном году показывают преобладание среднего уровня развития , что говорит о недостаточной эффективности воспитателно- образовательного процесса. В 2014-2015 учебном году результативность немного выше , допустимый уровень в диапазоне от 45% до 64%. Наиболее высокие результаты е воспитанников по областям « Музыкальное развитие», « Художественно- эстетическое», « Физическое развитие», « Познавательное развитие». Уровень готовности выпускников МДОБУ № 8 « Огонёк» к школе в 2014-2015 уч.году:
Результатом осуществления воспитательно- образовательного процесса явилась удовлетворительная Подготовка детей к обучению детей в школе. Готовность дошкольника к школе характеризуется развитием его психических процессов: 21% - низкого уровня – это даёт повод задуматься над значительным повышением результатов образовательного процесса. Динамика результативности обеспечивается внедрением в практику работы ДОУ нового содержания и организации методов и приёмов воспитания и обучения , комплексным подходом к развитию личности ребёнка. Вывод результатов на новый уровень во многом зависит от содержания , технологий и организации образовательного процесса. Развивающее обучение в новой модели образовательного пространства предполагает использование новых программ и технологий , которые предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую организацию деятельности детей , которая обеспечит им новые достижения и продвижение в развитии. Анализ образовательного процесса позволяет сделать вывод , что его организация , содержание и формы, используемые в настоящее время в ДОУ , обеспечивает развитие психических процессов детей, сохранение и укрепление их здоровья , готовность к следующему этапу жизни – школьному. Актуальной остаётся задача- повышение эффективности образовательного процесса для развития приоритетных направлений развития ребёнка. Анализ эмоционального благополучия детей в ДОУ:
По анкетам изучалось отношение воспитанников к детскому саду , режимным моментам, к занятиям, к игре. Общий анализ анкет следующий: 72% детей с удовольствием ходят в детский сад; 28% детей – нейтральное отношение к детскому саду; 54% детей – любят заниматься ; 29% - нейтральное отношение к занятиям; 17% детей плохое отношение к занятиям; 62% детей любят завтракать; 33% детей занимают нейтральную позицию к этому режимному процессу; 5% детей не любят завтракать в детском саду, не нравятся молочные продукты; 54% детей любят гулять на прогулке в детском саду; 40% - нейтральное отношение к прогулке; 6% детей не любят гулять, так как нужно одеваться и раздеваться; 58% детей положительно настроены на обед после прогулки; 28% - нейтральное отношение; 14% детей нет аппетита; 34% детей любят спать в детском саду; 33% занимают нейтральную позицию; 33% детей не любят спать вообще днём; 76% детей любят играть с детьми в разные игры; 24% детей любят играть с обязательным участием взрослых. Анализ эмоционального благополучия показал, что большинство детей любят ходить в детский сад, с удовольствием играют , занимаются. Небольшая часть детей не очень любят заниматься , гулять, особенно спать, но с желанием кушают , играют. Данные результаты демонстрируют необходимость внесения изменений в режимные процессы и различные виды образовательной деятельности, чтобы дети чувствовали себя свободно и комфортно. Важным аспектом изучения деятельности ДОУ является диагностика нравственного поведения и эмоционального отношения воспитанников к детскому саду. Наблюдения показывают , что на фоне достаточного развития отзывчивости , проявления уважения к взрослым, отмечается недостаточный уровень эмпатии , чувства благодарности , навыков культуры поведения со сверстниками, умения считаться со мнением и интересами других , разрешать спокойно конфликты и споры, адекватно реагировать на замечания , что ведёт к определённым проблемам, требующим более углублённого и системного подхода. Необходимо более широко использовать проблемные ситуации, которые способствуют развитию нравственного сознания , используя активные формы обучения, с обязательным взаимодействием с родителями воспитанников. Анализ психологического климата педагогического коллектива :
Большое значение для плодотворной работы детского сада имеет психологический климат в педагогическом коллективе. Данная проблема ежегодно изучается с помощью опросников , анкет. Оценка проводится по семи параметрам: - отношение к детскому саду; - отношения между педагогами; - удовлетворённость условиями труда; - удовлетворённость положением в коллективе; - отношение к работе; - отношение к детям; - отношение к коллективу. Анализируя полученные результаты , можно сказать , что все педагоги нашего дошкольного учреждения положительно относятся к своим воспитанникам и детскому саду. Уже «случайных» людей в нашем коллективе нет. Коллеги активно помогают друг другу, преобладают хорошие взаимоотношения между членами коллектива. Микроклимат достаточно стабильно положительный, с редкими всплесками эмоций. Несколько снижен процент позитивного отношения к работе в целом, вероятнее всего , это объясняется тем , что престиж профессии педагога , воспитателя , его материальный доход по сравнению с другими профессиями , востребованными на рынке труда , значительно ниже, а нагрузка очень велика, в том числе и эмоциональная. Да к тому же ,сокращение единиц педагогов в штатном расписании ( 1,5 педагога на 1 группу ) в связи с сокращением времени работы учреждения с 12-ти часов на 10.5 часов привело к неудовлетворённости всех педагогов графиком работы: у педагогов нет достаточного времени для подготовки к рабочему дню , а когда он работает целый день – это большой стресс и усталость. Результат- частые невыходы на работу по заболеваемости. Последнее время достаточно много внимания уделяется проблеме « эмоционального выгорания» педагогов. Данной проблемы в нашем коллективе пока нет. Но проведённый среди педагогов тест М.Люшера с целью оценки психиэмоционального состояния показал, что 37% педагогов находятся на стадии формирования « эмоционального выгорания», у 53% воспитателей депрессивное состояние из-за недостаточного уровня профессиональной компетенции перед введением ФГОС , чрезмерная загруженность бумажной работой( отчёты, мониторинги, планы и т.д.), у этих педагогов педагогический стаж от 5 до 11 лет. При этом средний возраст наших педагогов в 2015году составил 47 лет , а педагогический стаж от 20 до 35 лет- 37% от общего числа педагогов. Поэтому возникает проблема о профилактике профессиональной стагнации педагогов в ДОУ. Несмотря на данные результаты , в настоящее время сформирован стабильный коллектив , старающийся решать все стоящие перед коллективом задачи. Администрация нашего ДОУ старается обеспечить психологический комфорт всем сотрудникам , а педагогам создать атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех , условия для сохранения и укрепления здоровья. Работа с семьёй.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту , изучив его задачи наш коллектив выработал для себя девиз: « Каждой семье – педагогическую культуру» - этот девиз является определяющим в организации работы с родителями по пропаганде педагогических знаний среди родителей. Их минимум , имеющийся сейчас в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя . В нашем ДОУ педагог выступает не только как воспитатель детей , но и как человек , обучающий взрослых_ родителей методам воспитания, развития и обучения.. Что возьмут наши дети в будущее : внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру ? Этот вопрос в головах и сердцах наших педагогов и родителей. Ответ на него кроется в воспитании чувств: необходимости формировать в ребёнке с ранних лет умение не только брать , но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело. Путь к этому – через воспитание в родителях умения любить. Оказывается , это совсем непросто: научиться любить своих детей. Любовь к своему ребёнку предполагает : изучение его потребностей и способностей , стремление создать обстановку для удовлетворения этих потребностей и развития этих способностей. В любви к ребёнку заложена необходимость постоянного самосовершенствования личности родителя. Однажды перед родительским собранием мы провели такой эксперимент : дети отвечали на вопросы : ( их ответы записали) : « Что тебя огорчает?», « Что тебя радует?», « Что самое красивое на свете?», рисовали на тему « Семья» . Затем детские рисунки и рассказы были предъявлены родителям и многие из них не смогли найти рисунок своего сына( дочки) , узнать их рассказ. Родители одевают , кормят , ласкают своего ребёнка , но не знают о чём он думает, что его радует, а что огорчает. Или , некоторые родители воспитанников подготовительной группы считают: « Труд- удел взрослых, а ребёнок должен жить без забот. Вырас 24 марта 2016 в 14:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.