МБДОУ-детский сад №8 «Огонёк» г. Моздок

Годовой план работы МБДОУ№8 " Огонёк" на 2015-2016 уч.год

Утверждён

на Совете педагогов

МДОБУ №8 « Огонёк»

Протокол № 1

от 03.09.2015г.

Заведующая :

_________Н.В.Пархоменко.

Годовой план работы

 

МДОБУ №8 « Огонёк»

 

на 2015- 2016 уч.год

РСО-Алания

г.Моздок

1. Общие сведения о ДОУ:

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 8 « Огонёк»

г.Моздока .

Адрес : 363750, Республики Северная Осетия –Алания , город Моздок, ул.Площадь 50 лет Октября ,

дом № 9.

Учредитель: Администрация местного самоуправления Моздокского района.

МДОБУ детский сад №8 « Огонёк» функционирует на основе Устава, , зарегистрированного 20октября 2011 года и лицензией № 000029, серия 15, выдана 16 февраля 2011года.

Режим работы : пятидневный , длительность пребывания детей в ДОУ – 10.5 часов, с 7.30 до 18.00.часов.

Приём детей осуществляется Управлением образования Моздокского района.

Заведующая дошкольного учреждения 6 Н.В.Пархоменко. Имеет педагогический стаж работы -13 лет

Квалификационной категории не имеет.

Дошкольное учреждение находится в  двухэтажном здании площадью 1041,66 кв.м, построенном по типовому проекту и расположено в центре  г .Моздока., его окружают многоэтажные жилые дома и социальные учреждения : районный дворец культуры, детская музыкальная школа,( которые посещают наши воспитанники, обучаясь в кружках по интересам),средние образовательные школы № 1, № 2.( учащимися которых становится основная часть наших воспитанников),стоматологическая поликлиника , аптеки., магазины. Оно обеспечено централизованным отоплением, канализацией и водоснабжением. Естественное и искусственное освещение соответствует проектным и санитарным требованиям  для ДОУ , в  каждой возрастной группе имеются спальные комнаты. Групповые помещения обеспечены мебелью и игровым оборудованием .Музыкальный и физкультурный залы совмещены . Имеется медицинский кабинет, процедурный, изолятор, методический кабинет , прачечная, костюмерная.

На территории дошкольного учреждения оборудованы крытые веранды с вертикальным озеленением 

где  дети могут спрятаться во время прогулок  от дождя , снега и ветра, оборудованы площадки для

  игр  и гулянья.

  Кроме этого , имеются беседки , увитые растениями для индивидуальных игр и песочницы с крышками

  для защиты песка от засорения .

  Имеется также большая спортивная площадка , которая оборудована :беговой дорожкой , турникетами,

  шведскими стенками, баскетбольными щитами, футбольными воротами, где дети закрепляют

  основные движения и спортивные навыки. Развивающая среда в детском саду организована с учётом

 интересов детей , их потребностям и отвечает их возрастным  и полоролевым особенностям ( ФГОС

  ДО). Созданы условия для познавательной и творческой активности детей: уголок опытов и экспери-

  ментов с оборудованием для проведения опытов и исследований , мини – музей коренного народа-

русского_ « Музей русского быта» , уголок детского творчества в фойе детского сада « Как прекрасен

этот мир!», тематические уголки, материал в которых периодически менялся: « Права ребёнка»,

« Безопасность дошкольника», « Символы России , республики ,города», « Уголок Космоса» ,

« Помним и гордимся» и др.

  Территория  детского сада огорожена , в ночное время суток охраняется сторожами , а в дневное время

 калитка всегда закрыта – оборудована домофоном, с целью террористической защищённости.

  Здание ДОУ имеет хороший эстетический вид. Помещения и территория детского сада соответствует

  государственным санитарно- эпидемиологическим требованиям к устройству , правилам и нормам –

СанПин 2.4.1.3049-13., нормам и правилам пожарной безопасности .

Удовлетворительное техническое состояние здания и внутри площадных сооружений поддерживается

 при помощи капитальных и  косметических ремонтов. Последний капитальный ремонт был в 1999г-

2000уч.году , а текущий косметический в июле  2015года, силами сотрудников и родителей.

Здание по проекту рассчитано на 5 групп, 95 детей.

Фактический списочный состав детей в 2014-2015 учебном году : 115 детей.

Количество возрастных групп – 5; из них:

4- дошкольные группы;

1- раннего возраста.

-- 1 младшая группа « Колобок»( от 2-х до 3-х лет) – 25 детей;

-- 2 младшая группа « Репка»( от 3-х до 4-х лет) -  23 ребёнка;

-- средняя группа «Петушок»( от 4-х до 5-ти лет)- 25 детей;

-- старшая группа « Теремок»( от 5-ти до 6-ти лет)- 24 ребёнка ;

-- подготовительная  « Буратино»( от 6-ти до 7-ми лет)18 детей.

Общее количество – 115 детей  ( кроватей – 113 шт).

Дети в группах размещены по возрастному принципу.

Процентное соотношение возрастного состава воспитанников

на 1 января 2015года:

 

2 года- 0 детей; - 0%

3 года- 33 ребёнка; 28%

4 года- 28 детей; 24%

5 лет-  31 ребёнок; 26%

6 лет-  22 ребёнка; 22%

7 лет- 1 ребёнок; 1%

Процентное соотношение этнического состава воспитанников:

 

Русские – 58 чел.- 52 % Аварцы- 4 чел.-3.5%

Осетины- 17 чел-  15% Чеченцы – 2 чел.-1.5%

Кумыки- 13 чел- 11% Немцы- 2 чел.- 1.5%

Кабардинцы-11чел- 9,%

Армяне- 8 чел- 6.5%

Процентное соотношение характеристики воспитанников по половому

различию:

 

Девочек – 51 чел.- 44%

Мальчиков – 64чел.- 56%

Процентное соотношение количества детей по порядку рождения в семье

воспитанников:

Первый ребёнок- 45чел.- 39%

Второй ребёнок- 65 чел- 59%

Третий ребёнок- 4 чел.- 1.5%

Четвёртый ребёнок- 1 чел. – 0.5%

Процентное соотношение социального статуса семей воспитанников:

 

 Воспитанники дошкольного учреждения – дети семей различного социального статуса:

Рабочие- 52 родителя- 22%

Госслужащие и военнослужащие- 86 родит.- 42%

Предприниматели- 67 родит.- 31%

Безработные- 11 родит.- 5.0%

Процентное соотношение возрастного ценза родителей воспитанников:

 

Анализ возрастного ценза показал, что 9 человек – молодые люди до 25 лет; 111человек- родители ,

возраст которых от 25 до 35 лет., 88 человек – родители , возраст которых достиг от 35 до 45 лет,

8 человек- возраст которых свыше 45 лет:

До 25-9 чел.-10%

От 25до 35 -111чел.- 52%

От 35 до 45 – 88 чел.- 30%

Свыше 45-8 чел.- 8%

Процентное соотношение состава семей воспитанников:

 

Всего семей – 115. Большинство детей воспитывается в полных семьях, их – 106;. Из них – 5 семей –

многодетные, 14 семей – неполные( матери – одиночки), эти дети воспитываются в социально –

незащищенных семьях. 

Полных семей -96шт.- 83%

Многодетных -5 шт.- 4%

Неполных -14шт.- 13%

 2. Анализ работы МДОБУ за 2014-2015уч.год

 

Количество возрастных групп – 5 ;

Количество педагогических кадров -  8;

Административный персонал -2; ( заведующая , зам.завед.по ВР);

Дошкольное учреждение работало по основной программе « Программа воспитания и обучения в

детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой  и « Программа воспитания и обучения в

детском саду « От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.

Также использовали парциальные программы , методики нового поколения:

- « Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушакова;

- « Основы безопасности  детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина;

- « Экологическое воспитание дошкольников» С.Н.Николаева;

- « Наш дом - природа» Н.А.Рыжова;

- «Программа социального развития « Я-человек»;

- « Программа социально- эмоционального развития « Я-ТЫ- МЫ» О.Л.Князева;

- « Региональная программа « Мой край- моя святыня» Л.А.Бобылёва, А.В.Султанова. и

программа ДОУ «  Родина моя – Моздок»».

- Оздоровительная программа « Как воспитать здорового ребёнка» В.Г.Алямовская.;

- « Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В.Куцакова;

- « Государственная программа « Патриотическое воспитание гражданРФ» А.А.Остапца

Г.Н.Абросимова, М.Е.Трубачёва.

- Программа « Математические ступеньки» Е.В.Колесниковой.

  Педагогический коллектив , обеспечивающий процесс развития и воспитания детей . состоит из

  8 сотрудников: 6 педагогов имеют высшее педагогическое образование ( 75%); 2- среднее специальное

  педагогическое образование( 25%).

При этом первую квалификационную категорию имеет 1 педагог( 12,5%), остальные 6 – имеют

« соответствие»- вторую квалификационную категорию ( 87.5%), 1 – педагог – не имеет категории.(1.0%

 Расстановка кадров была следующая :

Возрастная

группа

Ф.И.О.

педагогов

Образова-

ние

Пед .

стаж

Катего-

рия

Разряд

Воз

раст

1 младшая

группа

Абукова Земфира

Беталовна

Андреева Яна Евгеньевна

Высшее

Высшее

35

  16

первая

  2011г.

высшая

13

13

  56

 

40

2 младшая

  группа

Магомедова

Заграт

Махмудовна

Андреева Яна

Евгеньевна

Высшее

Высшее

  11

  16

 соответствие

высшая

12

14

   44

40

Средняя

группа

Дружина

Лариса

Ивановна

Элесханова Барият

Дахировна

Высшее

Высшее

   28

11

28

соответствие

12

12

   47

  36

Старшая

группа

Нагорная

Ирина Ивановна

Элесханова Барият Дахировна

Среднее

специальное

Высшее

8

11

Не имеет

 соответствие

  10

12

 

 52

  36

Подготовит.

группа

Аржановская

Валентина

Яковлевна

Лашманова

Наталья

Александровна

Высшее

Среднее

специальное

 

24

17

соответствие

соответствие

 12

12

  61

 

  55

Музыкальный

зал

Марухина

Н.Г.

Высшее

16

Высшая

  2011г

14

  43

Проблема , стоящая перед педагогами ДОУ в 2014-2015г.:

 

В 2014-2015 учебном году коллектив работал над решением следующих задач:

1. Пути совершенствования работы по решению проблемы нравственного воспитания через  

приобщение детей к героико- историческому  прошлому Родины;

2. Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей

в вопросах  развития, воспитания и образования детей ;

3. Оптимизация деятельности административного аппарата , методической службы в выстраивании воспитательно- образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

 

Что такое ФГОС? Стандарты образования -

Встал у всех большой вопрос. Для родителей ожидания,

Минимум отчаяния, Для педагогов –страдания,

Максимум внимания. Определённые переживания………

 

Сегодня в обществе идёт становление новой системы образования , в том числе и дошкольного, направленной на реализацию федерального государственного стандарта. Во все времена введение в практику работы ДОУ тех или иных инноваций предполагает определённые трудности. Это множество вопросов, обсуждений , сомнений, поиск наиболее эффективных путей введения инноваций в практику работы. Замечено , что чем больше практика подготовлена к инновациям, тем легче и быстрее они внедряются. Взвешенный анализ и выбор наиболее эффективных форм работы

снизит неоправданное напряжение, а в некоторых случаях и панику у педагогов. Поэтому в новый годовой план будут внесены мероприятия , которые помогут педагогам успешно реализовать свой педагогический опыт для решения задач ФГОС ДО.

В январе 2015 года был разработан и утверждён план график введения ФГОС  в ДОУ , утверждено

«Положение», определён перечень изменений В ДОУ для приведения дошкольного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС, внесены корректировки в образовательную систему ДОУ.

Был проведён семинар по теме: « Содержание и технологии введения ФГОС в ДОУ». На семинаре были тщательно изучены и проработаны требования к организации образовательного процесса в ДОУ при введении ФГОС.

Большое внимание уделялось мониторингу повышения квалификации педагогических кадров. Педагогам было предложено пройти курсы повышения квалификации по программе «Внедрение

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В марте заведующей ДОУ Н.В.Пархоменко был подготовлен план ресурсного обеспечения в ДОУ образовательного процесса. Был проведён анализ соответствия материально- технической базы действующим санитарным и противопожарныи нормам , а также нормам охраны труда работников ДОУ . Они соответствуют всем нормам.

С мая месяца заместителем заведующей по воспитательной работе Л.М Меньшаевой начата работа по комплектованию методической базы ДОУ, проведён анализ имеющегося методического фонда для реализации ФГОС.

С января месяца ведётся работа по нормативно- правовому обеспечению введения ФГОС, были подготовлены приказы , локальные акты , регламентирующие введение ФГОС, доведены  до всех участников образовательного процесса необходимые нормативные документы.

В ДОУ ведётся работа по поэтапной подготовке педагогических и управленческих кадров к введению ФГОС, разработана « Дорожная карта», определено прохождение курсов повышения квалификации

педагогам. С целью предупреждения профессиональных затруднений с педагогами ДОУ проводились консультации по темам: « ФГОС дошкольного образования, его основные задачи и принципы»,

« Новые образовательные концепции ФГОС ДО», « Условия , необходимые для успешной реализации

ФГОС ДО», « Профессиональный стандарт  педагога, как инструмент повышения качества образования». Велась работа по информационному обеспечению перехода ДОУ на ФГОС. Был обеспечен доступ работников ДОУ к электронным образовательным ресурсам Интернет. Педагоги электронно прошли курсы повышения квалификации в Автономной некоммерческой организации « Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» по темам: « Теория, методика и воспитательно –образовательные технологии дошкольного образования», « Организация образовательного процесса  в детском саду в условиях реализации ФГОС» . девять педагогов получили удостоверения о повышении квалификации. На общем родительском собрании родители воспитанников получили полную информацию о введении ФГОС в ДОУ , рассматривались вопросы родительской общественности и ДОУ по совместным формам работы В новом учебном году мы пытались хорошо ознакомиться с ФГОС ДО  и  кое-что изменить в работе ДОУ. Изменения произошли в планировании, в непосредственно образовательной деятельности, в организации  развивающей среды.  Сотрудники детского сада способствовали созданию доброжелательной атмосферы в учреждении; в группах в процессе общения взрослых с детьми преобладало эмоционально насыщенное настроение  , благодаря педагогическому мастерству ,творчеству и артистизму окружающих детей людей. Педагоги дошкольного учреждения повышали свою квалификацию, свой профессиональный уровень

через самообразование, принимали участие в районных МО, изучали новинки методической

литературы , опыт коллег, опубликованных в журналах « Дошкольное воспитание», « Ребёнок в ДОУ»,

« Воспитатель ДОУ», « Няня Юга» в интернете, двое педагогов в 2015году закончили учёбу в высшем

  учебном заведении.

  Творческие отчёты по самообразованию проходили на педагогических советах, семинарах, консульта-

циях.

В нашем дошкольном учреждении есть свои традиции, которые сплачивают и объединяют всех участ-

  ников образовательного процесса:

- Коллективное творчество воспитанников , педагогов и родителей в оформлении помещений детского

детского сада и групповых площадок;

- Совместное проведение мероприятий ( проектов) с детьми, родителями и педагогами; ( принимали

участие 20% родителей);

- Формирование дружелюбных взаимоотношений в коллективе и создание положительного микроклимата

В ДОУ;

- Единство с родителями, взаимопонимание между ними и сотрудниками дошкольного учреждения(40%)

 - Бережное отношение к окружающей природе и забота об озеленении детского сада.

- Совместные выезды на природу с членами профсоюза и проведение спортивных, праздничных меро-

приятий.

Для успешной реализации задач по обеспечению образовательными услугами воспитанников МДОБУ

воспитательно образовательный процесс осуществлялся  по следующим направлениям:

- Социально- коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие ;

-Художественно- эстетическое развитие

- Физическое развитие.

Были созданы условия, реализовывались принципы развивающего обучения и интеграции образователь-

ных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу

организации образовательного процесса был взят комплексно- тематический принцип с ведущей игровой

деятельностью., с использованием разнообразных форм работы с детьми.  Воспитательно образователь-

ный процесс подразделялся на :

- образовательную деятельность , осуществляемую в процессе организации различных

видов детской деятельности( игровой . трудовой, коммуникативной, познавательно-

исследовательской, продуктивной, чтения, музыкально- художественной);

- образовательную деятельность , осуществляемую в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей ;

- взаимодействие с семьями воспитанников по реализации задач.

Построение образовательного процесса основывалось на адекватных возрасту формах работы с детьми .

Обязательным условием для нашего ДОУ было активное познание детьми окружающего мира через

деятельность ( игры, общение, познавательно- исследовательскую и проектную деятельность – как сквоз-

ные механизмы развития ребёнка). При этом содержание форм менялось в зависимости от возраста детей.

Для дальнейшей работы ДОУ  в свете реализации федеральных государственных стандартов мы провели

аналитическую работу , которая позволила нам отследить влияние как позитивных , так и негативных

тенденций на качество воспитательно- образовательной работы.

Физическое развитие и здоровье воспитанников:

 

Здоровье детей , посещающих наше дошкольное учреждение, всегда является  предметом пристального

внимания коллектива. В прошедшем учебном году педагоги пытались реализовать программу « Здоровый

дошкольник» Змановской , с целью сохранения, укрепления здоровья воспитанников. В детском саду

созданы оптимальные и благоприятные условия  для охраны и укрепления здоровья детей , их

психического и физического развития. В прошедшем учебном году коллектив продолжал работу над

основными задачами охраны и укрепления здоровья детей , развитием основ валеологического сознания,

потребности заботиться о своём здоровье.

В течение года все намеченные мероприятия в годовом плане работы  выполнены удовлетворительно .

Проводились следующие мероприятия:

-- Присутствие родителей в группе во время адаптации;

-- Созданы благоприятные санитарно- гигиенические условия ;

-- Соблюдался режим дня ;

-- Был обеспечен заботливый уход за каждым ребёнком на

основе личностно- ориентировочного подхода ;

-- Было организовано полноценное питание;

-- Ежедневное пребывание детей на воздухе в благоприятную

погоду, с необходимой двигательной активностью;

--  Закаливающие мероприятия солнцем , воздухом и водой ;

-- Каждодневная утренняя гимнастика и т.д.

Для педагогов  первой младшей группы проводились консультации: 1. « Осторожно, самый нежный возраст !»;

2. «Требования к играм , проводимым в адаптационный

период»;

  3. « Пути активизации двигательной активности детей с учётом индивидуальных

особенностей состояния их здоровья»;

4.Приёмы , облегчающие ребёнку утреннее расставание.

  5. Предметная среда , как пространство социального развития.

4. « Основные направления взаимодействия ДОУ и семьи в

воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни».

Все проведённые мероприятия способствовали повышению профессионального уровня педагогов.

Родители привлекались к совместной работе с ДОУ, они систематически информировались о

результатах оздоровительной работы проводимой с детьми .Проводились групповые и

индивидуальные  консультации для родителей , а также родительские собрания на актуальные темы

Групповых собраний было проведено по 3 в каждой возрастной группе;

Общих- 2:

1. « ФГОС дошкольного образования- новые ориентиры дошкольного образования»;

2. « Рассказывайте детям об их подвигах»; « Сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников».

здоровья дошкольников»;

Консультаций – 5

 -- « Как закалять ребёнка , чтобы не нанести вред его здоровью»;

-- « Детская агрессия и как с ней бороться»;

-- « Как понимать родительскую строгость»;

--  « Режим дня – основа здоровья ребёнка».;

-- « Право ребёнка на хорошее здоровье..»

Педагогами проводились открытые мероприятия для коллег и родителей :

-- « Организация двигательной активности на прогулке» в средней группе , воспитатель –

Лашманова Н.А.

-- «Утренняя гимнастика в младшей группе» , воспитатель – Охотная Т.С.

Для родителей была проведена консультация специалиста – психолога  Хабаловой И.Ю.на тему

« Детская агрессия и как с ней бороться».

Проводился конкурс среди педагогов на изготовление нестандартного физкультурного оборудования,

 к участию в нём привлекали родителей. Нужно сказать конкурс не удался , желающих родителей что –

либо сделать своими руками не оказалось,хотя были даны рекомендации , показаны иллюстрации.

 Работа , проводимая коллективом и родителями способствовала снижению заболеваемости детей ОРЗ и

гриппом по сравнению с 2013- 2014 уч .годом сад на 0.5%  ясли на 0.3% .

Заболеваемость за 2013- 2014 год ( дней на одного ребёнка):

Ясли- 1, 4 ; Сад- 0,6

Заболеваемость за 2014- 2015 год ( дней на одного ребёнка):

Ясли – 1,1; Сад- 0,1

На первом месте стоят заболевания ОРЗ и ОРВИ, заболеваний

гриппом не было.

В 2014 - 2015 учебном году  численность детей составила 115 человек; Распределение детей по  груп-

пам здоровья было следующее:

2013-2014г. 2014- 2015

1 группа здоровья – 77детей 65 детей;

2 группа здоровья - 45детей 47ребёнка;

3 группа здоровья - 3детей 3ребёнка.

 

Год

Абсолютно

здоровых

 Имеющиеся отклонения

Имеющие другие

заболевания

В психическом

развитии

В физическом

развитии

2013-2014

77

66%

-

-

18

13%

48

34%

2014-2015

65

69%

-

-

13

10%

50

31%

Но тем не менее , хочется отметить , что для решения поставленных задач использовались не все

методы и педагогами и родителями.  Данные  анкетного опроса родителей позволили оценить

качество соблюдения режима дня и проведения оздоровительно закаливающих мероприятий в семье.

Было отмечено , что вопрос оздоровления детей в семьях решается недостаточно. Многие  родители  

уделяют недостаточно внимания именно тем мероприятиям, которые необходимо проводить дома:

дети нерегулярно бывают  на свежем воздухе , укорачивается  ночной  сон, так как дети поздно

укладываются спать – не соблюдается режим , мало двигаются .

 Анализ анкетных данных показал, что вечерняя прогулка детей с родителями осуществляется

нерегулярно- около 1/3 всех детей в вечерние часы после детского сада остаются без прогулки даже при

благоприятной погоде. Во многих семьях дети не гуляют или мало гуляют в выходные праздничные

дни. Данные анкетного опроса большинства родителей  ( 57,5%)свидетельствуют о том ,

что в такие дни днём детей не укладывают спать. Это создаёт предпосылки для перенапряжения

нервной системы ребёнка , наступающего в результате чрезмерно длительного бодрствования

затрудняет его засыпание днём. Многие родители укладывали детей спатьпосле 21.45( 42,2% случаев)  в

( 22%случаев) после 22.00час. Как выяснилось , причиной позднего засыпания детей чаще всего было

злоупотребление просмотром телепередач и игрой на компьютере. Дети занимаются этим до 2-х – 3-х

часов. Подобное время препровождение является для детей не отдыхом  и не развлечением , а дополни-

тельной нагрузкой на нервную систему , органы зрения , опорно- двигательный аппарат. Достаточно

серьёзные нарушения в семьях выявлены и в организации питания детей, в частности , они нарушают

интервалы между приёмами пищи , что приводит к снижению аппетита, дети едят нездоровую пищу:

чипцы, сухарики и т.п. К подобным нежелательным осложнениям приводит также применение

родителями неправильных приёмов кормления детей – их насильственное кормление, уговоры, чтение

или рассказывание сказок. Со слов родителей, только  у 35% из них дети охотно едят все виды пищи,

37% детей едят выборочные  блюда, остальные дети страдают пониженным  аппетитом, нередко отка-

зываются от еды. Однако , как выяснилось , в семье менее чем в половине случаев дети нерегулярно

выполняют гигиенические правила : не чистят зубы, не моют ежедневно ноги не выполняютпростейшие

водные  процедуры. Эти данные говорят о недоработке педагогов и медицинского персонала с

родителями.

 Медицинской сестре и педагогам необходимо вести с семьями воспитанников скрупулёзную работу по

повышению их гигиенической  и педагогической культуры с тем, чтобы и дома и в ДОУ требования к

воспитанию и оздоровлению детей были согласованны.

Эффективность используемых мер по охране физического и психического здоровья детей зависит

прежде всего от того насколько правильно педагог строит деятельность и отдых детей в течение дня ,

регулирует их взаимоотношения в коллективе,умеет организовать игру . В.А. Сухомлинский считал, что

« забота о здоровье детей- важнейший труд воспитателя», а « во главе педагогических мероприятий ,

проникая через всю воспитательную работу , должна стать забота об укрепленииздоровья ребёнка».Наш

коллектив хорошо помнит эти слова и старается им следовать. Охрана жизни и укрепление здоровья

воспитанников ,формирование у них привычки к здоровому образу жизни , были и остаются его 

первостепенной задачей с учётом всех недостатков и недоработок  в работе.

В нашем дошкольном учреждении созданы  условия для физического развития детей . На территории

имеется большая спортивная площадка,  оборудованная всем необходимым, где в основном  проходят

все спортивные мероприятия и свободная самостоятельная двигательная деятельность детей.

Физкультурный зал совмещён с музыкальным . что создаёт определённые неудобства при проведении

музыкальных, физкультурных занятий  и гимнастики в плохую погоду. Имеется вакансия инструктора

по физической культуре ( на 0,5 ставки никто не идёт и уже второй год у нас его вакансия). Но тем не

менее , педагоги использовали разнообразные виды и формы организации двигательной активности

в регламентированной деятельности: в утренней гимнастике, нафизкультурных занятиях , в досугах ,

праздниках и развлечениях, на прогулках. Физкультурные занятия,  для создания у детей  эмоциональ-

ного подъёма  и игровой мотивации,  заинтересованности, проводились в основном в игровой форме,

посредством этих приёмов увеличивалась моторная плотность занятий.Нагрузку на организм детей на

физкультурных занятиях педагоги варьировали в соответствии с их индивидуальными особенностями. В

самостоятельной  двигательной деятельности дети часто пользовались нестандартным физ.

оборудованием , изготовленным педагогами совместно с родителями.( как на прогулке, так и в

свободное от занятий время в группах), под наблюдением воспитателей. В своей работе также педагоги

использовали здоровьесберегающие технологии :

  -- зрительную, дыхательную и пальчиковую гимнастики;

-- упражнения на укрепление осанки ;

-- упражнения на профилактику плоскостопия;

- гимнастику пробуждения  и т.д.

Проводились познавательные занятия по формированию представлений и привычки к здоровому образу

жизни, такие как

-- « Правила гигиены»;

--« Кто с закалкой дружит , никогда не тужит»;

-- « Чистота – залог здоровья»;

-- « Полезные и вредные привычки» и т.п.

Наиболее успешное решение многогранных задач физического воспитания только с использованием

комплекса разнообразных средств и форм организации детской деятельности, которые педагоги

использовали в своей работе. Это и организованная самостоятельная двигательная деятельность детей ,

подвижные игры , игры с элементами спорта , спортивные игры с детьми старшего возраста :

бадминтон, баскетбол, хоккей на траве и др. Интересно и с пользой проводились спортивные праздники,

спортивные досуги и развлечения, с участием сказочных персонажей , родителей и детей –выпускников.

Вся двигательная активность детей проходила под наблюдением воспитателей , они контролировали ,

чтобы она была разнообразной, чтобы дети не перегревались, чтобы не было случаев травматизма. И ,

слава богу, их не было в году ни одного. Во время игр воспитатели чрезмерно активных детей

направляли , чтобы они своевременно корректировали и чередовали интенсивные и спокойные игры .

Малоподвижных детей побуждали к активным действиям. И умело это делали такие педагоги как 

Абукова З.Б., Аржановская В.Я.., Дружина Л.И. Магомедова З.М. Лашманова Н.А..Но несмотря на

большую проделанную работу , были и недостатки: педагоги не все формы использовали в работе . А

именно , недостаточно использовались физкультурные уголки в групповых помещениях для

индивидуальной работы с детьми, редко проводились « Дни здоровья»,мало внимания уделялось

элементам спортивных игр.Чтобы успешнее проходило решение многогранных задач физического

воспитания воспитанников, с педагогами проводилась работа по повышению их профессионального

уровня:консультации, семинары, открытые просмотры воспитательнообразовательного процесса.,

беседы .Большая работа проводилась с родителями по воспитанию физических качеств у их детей .Были

проведены  консультации о здоровье и физическом развитии детей .

Проводились анкетирования , опросы. Из которых мы получили ценные сведения. Выяснилось, что из

всех опрошенных родителей только 5% совместно с детьми совершают загородные прогулки , прогулки

в парк, сквер. Во время  обычных прогулок недостаточно используются такие важные для развития

моторики ребёнка спортивные упражнения , как катание на коньках, роликах, самокатах, езда на

велосипеде., спортивные игры – баскетбол, бадминтон, настольный теннис..

Контроль за физическим воспитанием , выполнением режима дня , закаливания и санитарно-

гигиеническими условиями осуществлялся периодически администрацией. Мед.персонал

периодически отсутствовал.  Благодаря контролю коллектив добился следующих  результатов:

1. Показатели физического развития , эмоционального и  психологического состояния детей  стали

выше, появилась  положительная динамика в состоянии  их здоровья(сниженислучаев заболеваний

в течение года, изменение группы  здоровья в благоприятную сторону.).

2. Дети стали более коммуникабельны,  самостоятельны , менее конфликтны; 

3.На образовательных занятиях дети достигают больше положительных результатов.  Анализ

выполнения программы по физическому развитию детей показал следующие результаты :

Высокий уровень -  20,6 %

Средний уровень -  56.0%

Низкий уровень - 23.4%

Коллективу есть над чем задуматься и прилагать все усилия в работе и довести выполнение программы

по физическому воспитанию  детей до высокого уровня ( 85%) .

Интеллектуально- личностное развитие:

В нашем детском саду имеются оптимальные условия для развития у детей интеллектуальных

способностей. В работе педагоги использовали следующие программы:

 , « Программа по развитию речи» - О.С.Ушаковой,

« Программа по ФМП» - Колесниковой , порциальная программа

« Я-человек», « Наш дом – природа»- С.Н.Николаевой.,

 « Наш мир « - Ю.А.Акимова, « Я и мир» Л.Л.Мосалова .

Программа по подготовке к обучению грамоте « Звуки речи,

слова,  предложения – что это?» Р.Д.Тригер. , « Я- Ты- Мы» О.Л.Князевой, «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста С.Д.Ермолаевой.

Все они направлены на интеллектуальное , личностное развитие и развитие речи детей. Используя

разнообразные методы и приём в работе , делая упор на индивидуальный подход к каждому ребёнку в

его воспитании и развитии , педагоги добивались положительных результатов., способствовали

расширению знаний , формированию умений и навыков , раскрытию творческого потенциала ,

нравственному воспитанию воспитанников. Положительные результаты работы были видны на

итоговых занятиях, проводимых воспитателями в конце каждого квартала.

Их было проведено-9 шт. . Опытные педагоги : Абукова З.Б., Аржановская В.Я., Дружина Л,И,

ЛашмановаН.А., Магомедова З.М. делились опытом работы с молодыми педагогами.  Дети

подготовительной к школе группы ( воспитатели : Лашманова Н.А.. и Аржановская В.Я.). участвовали в

районном конкурсе детского художественного творчества  « Театральная мозаика»,« Весёлые нотки», в

конкурсах юных художников , во всероссийских конкурсах  рисунка и прикладного искусства , в эколо-

гических конкурсах. Их успехи были отмечены грамотами и ценными подарками.  

Результаты годовой диагностики освоения программы детьми оказались следующими:

Высокий уровень показали 27,4% детей;

Средний уровень показали 40.9% детей;

Низкий уровень показали 31.7% детей. – это дети плохо

посещающие ДОУ из- за болезней

По результатам мониторинга успеваемости в школе наших выпускников отмечаются хорошая

подготовка к школе, их нравственное воспитание и гармоничное развитие.

Считаем , что воспитатели подготовительной группы : Лашманова Н.А. и Аржановская В.Я. добились 

хороших результатов в воспитании и развитии своих воспитанников . Уровень готовности выпускников 

Высокий уровень у 41.0 % детей;

Средний уровень у  38.0% детей ;

Низкий уровень у 21.0% детей.

Средний уровень освоения программы 59%;

В школу было выпущено 28 воспитанников , большинство из которых самостоятельны , усидчивы ,  

добры, находчивы и внимательны  , с хорошо  развитым логическим мышлением , памятью и

воображением .

Музыкальное развитие :

Влияние музыки в развитии творческой деятельности велико .Музыка , как и любое другое искусство,

способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка , побуждать к нравственно эстетическим

переживаниям , вести его к  преобразованию окружающего, к активному мышлению.  Наряду с 

художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую

социальную функцию.Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения

ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность , которая ведёт

детей к этому . От его нравственного облика, уровня знаний , профессионального мастерства и опыта

зависит конечный результат воспитанника.Важно не только понимать и любить музыку , научиться

выразительно , стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру  своих возможностей играть на

инструменте . Самое существенное – уметь применять свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Не устаём повторять , что детям нашего ДОУ в этом плане повезло,у нас работает замечательный

педагог , человек, музыкальный руководитель : Марухина Н.Г.- педагог с высшим образованием и

высшей категорией.Музыкальные занятия для наших детей одни из самых любимых.  Музыка

используется педагогами во время проведения утренней гимнастики , физкультурных занятий, досугов,

развлечений, праздников , занятий познавательных и продуктивных. Она сопровождает  наших детей

везде , так как музыкальное развитие- это результат формирования ребёнка в процессе активной

музыкальной деятельности. Музыкальные занятия, праздники, развлечения  проводятся регу-

лярно и интересно , весь репертуар и организация детской деятельности , используемые музыкальным

руководителем отвечают современным требованиям и составляются с учётом возрастных особенностей

дошкольников . Дети знакомятся с различными жанрами народной музыки , песнями  и пьесами

лассиков и современных композиторов , тем самым накапливая музыкальные впечатления. Музыка

прочно вошла во весь воспитательно-образовательный процесс . Для музыкального развития детей

в детском саду созданы оптимальные условия : музыкальные уголки во всех возрастных группах и

предметно- развивающее пространство в музыкальном зале. В группах в основном созданы условия для

самовыражения детей в свободной деятельности речевых навыков и музыкальных., но недостаточно для

выражения танцевальных и театральных. Хочется подчеркнуть , что Н.Г. продолжает находить таланты 

в пении , танцах, слушании, игре на муз. инструментах и  развивать их. Каждую среду в ДОУ

муз. руководителем проводятся развлечения: показ кукольных спектаклей с участием старших детей.

Используются в работе вариативные методики и технологии « От игры  к спектаклю»,

для развития артистических способностей детей в театрализованной деятельности. Мечтаем  о

магнитофонах в каждую группу , для обогащения бытовых процессов музыкальным сопровождением.

По  годовой диагностике выполнения программы по музыкальному развитию ,  дети показали

следующие результаты:

-- Высокий уровень – 26.7%;

--Средний уровень - 64.2% ;

-- Низкий уровень - 9.1%.

Художественно –эстетическое развитие.

 

Художественно –эстетическое развитие воспитанников проходило через все виды детской деятельности,

через  приобщение к культурному наследию народов населяющих Моздокский  район. В этом нам

помогал содержательно оборудованный мини – музей « Русского быта» , национально –региональные

уголки в группах. Используя разнообразные методы и приёмы, педагоги развивали у детей творческие

способности, умение рассмотреть, увидеть в повседневной жизни красоту окружающего мира , умение

передать увиденное . Познавательно и творчески проходили занятия по всем разделам изобразительной

деятельности  с использованием традиционного, природного и бросового материала. Коллективные и

индивидуальные работы детей служат  украшением интерьера ДОУ,  более талантливые дети со своими

работами участвовали  в детсадовских , региональных , республиканских выставках и конкурсах.

Немало работ выполнялось совместно с родителями , что давало  возможность родителям приобретать

педагогический опыт , а детям получать содержательное и такое необходимое общение с родителями.

Содержательно , активно и весело проходили в детском саду праздники. Праздник – это яркое запоми-

нающееся событие в жизни воспитанников. Назначение и цель педагогов сделать его незабываемым ,

открыть детям окно в мир удивительных чудес, волшебных  красок и звуков. Пение , декларирование

стихов развивают речь и память , сама атмосфера театра позволяет ребёнку раскрыть творческий

потенциал, раскрепоститься , избавиться от застенчивости, страха перед взрослой аудиторией .

Создавая на протяжении учебного года благоприятные условия для развития музыкальных и творческих

способностей , успешных выступлений , мы привлекали их к искусству танцев , движений, способство-

вали проявлению креативности , помогали каждому ребёнку проявить свои художественные

способности , самостоятельность, развить творчество.

Результативность воспитательно- образовательного процесса:

 

Итоговая оценка освоения содержания образовательной программы проводилась перед выпуском

в школу и включала описание интегративных качеств выпускника. ( Программа воспитания и обучения

в детском саду « От рождения до школы» Н.Е.Веракса , Т.С.Комарова, М.А.Васильева).

Формы её проведения:

- беседы с детьми;

- игровые ситуации с проблемными вопросами;

- анализ продуктов детской деятельности;

- наблюдение игровой деятельности; общение во всех видах детской деятельности;

- наблюдение работы в проектной и экспериментальной деятельности и пр.

Мониторинг результативности развития воспитанников по образовательным

областям в соответствии с требованиями ФГОС за  2014- 2015 г.г.

 

 

Образовательные

области

Уровень развития в %

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Физическое развитие

20.6%

56.0%

23.4%

Познавательное

развитие

28.5%

53.1%

18.4%

Речевое развитие

24.2%

28.0%

47.8%

Художественно-

эстетическое развитие

18.3

58.7%

23.0%

Социально- коммуникативное

развитие

29.5%

41.7%

28.8%

Музыкальное развитие

26.7%

64.2%

9.1%

Региональный компонент

22.4%

52.4%

25.2%

Результаты педагогического анализа в 2013-2014 учебном году показывают преобладание среднего уровня развития , что говорит о недостаточной эффективности воспитателно- образовательного процесса. В 2014-2015 учебном году результативность немного выше , допустимый уровень в диапазоне от 45% до 64%. Наиболее высокие результаты е воспитанников по областям « Музыкальное развитие», « Художественно- эстетическое», « Физическое развитие», « Познавательное развитие».

Уровень готовности выпускников  МДОБУ № 8 « Огонёк»

к школе в 2014-2015 уч.году:

 

уровни

готовнос-

ти

Развитие психических  процессов

готовность

к школе

память

внимание

восприятие

слуховая

зритель-

ная

объём

распре-

деление

устойчи-

вость

эталоны

целост-

ное

высокий

9  40%

13  56%

8  40%

6  23%

9  40%

10  45%

11  46%

41.0%

средний

11 45%

7 29%

10 44%

4  21%

12  52 %

 11  47%

8 33%

38.0%

низкий

3  15%

3 15%

5 16%

13  56%

2 8 %

 2 2 %

4 21%

21.0%

Результатом осуществления воспитательно- образовательного процесса явилась удовлетворительная

Подготовка детей к обучению детей в школе. Готовность дошкольника к школе характеризуется

развитием его психических процессов: 21% - низкого уровня – это даёт повод задуматься над

значительным повышением результатов образовательного процесса. Динамика результативности

обеспечивается внедрением в практику работы  ДОУ нового содержания и организации методов и

приёмов воспитания и обучения , комплексным подходом к развитию личности ребёнка. Вывод

результатов на новый уровень во многом зависит от содержания , технологий и организации

образовательного процесса.  Развивающее обучение в новой модели образовательного пространства

предполагает использование новых программ и технологий , которые предусматривают  не просто

усвоение нового содержания, а такую организацию деятельности детей , которая обеспечит им новые

достижения и продвижение в развитии. Анализ образовательного процесса позволяет сделать вывод ,

что его организация , содержание и формы, используемые в настоящее время в ДОУ , обеспечивает

развитие психических процессов детей, сохранение и укрепление их здоровья , готовность к

следующему этапу жизни – школьному. Актуальной остаётся задача- повышение эффективности

образовательного процесса для развития приоритетных направлений развития ребёнка.

Анализ эмоционального благополучия детей в ДОУ:

 

По анкетам изучалось отношение воспитанников к детскому саду , режимным моментам, к занятиям, к

игре. Общий анализ анкет следующий:

72% детей с удовольствием ходят в детский сад;

28% детей – нейтральное отношение к детскому саду;

54% детей – любят заниматься ;

29% - нейтральное отношение к занятиям;

17% детей плохое отношение к занятиям;

62% детей любят завтракать;

33% детей занимают нейтральную позицию к этому режимному процессу;

5% детей не любят завтракать в детском саду, не нравятся молочные продукты;

54% детей любят гулять на прогулке в детском саду;

40% - нейтральное отношение к прогулке;

6% детей не любят гулять, так как нужно одеваться и раздеваться;

58% детей положительно настроены на обед после прогулки;

28% - нейтральное отношение;

14% детей нет аппетита;

34% детей любят спать в детском саду;

33% занимают нейтральную позицию;

33% детей не любят спать вообще днём;

76% детей любят играть с детьми в разные игры;

24% детей любят играть с обязательным участием взрослых.

Анализ эмоционального благополучия показал, что большинство детей любят ходить в детский сад, с

удовольствием играют , занимаются. Небольшая часть детей не очень любят заниматься , гулять,

особенно спать, но с желанием кушают , играют. Данные результаты демонстрируют необходимость

внесения изменений в режимные процессы и различные виды образовательной деятельности, чтобы

дети чувствовали себя свободно и комфортно.

Важным аспектом изучения деятельности ДОУ является диагностика нравственного поведения и

эмоционального отношения воспитанников к детскому саду. Наблюдения показывают , что на фоне

достаточного развития отзывчивости , проявления уважения к взрослым, отмечается недостаточный

уровень эмпатии , чувства благодарности , навыков культуры поведения  со сверстниками, умения

считаться со мнением и интересами других , разрешать спокойно конфликты и споры, адекватно

реагировать на замечания , что ведёт к определённым проблемам, требующим более углублённого и

системного подхода. Необходимо более широко использовать проблемные ситуации, которые

способствуют развитию нравственного сознания , используя активные формы обучения, с обязательным

взаимодействием с родителями воспитанников.

 Анализ психологического климата  педагогического коллектива :

 

Большое значение для плодотворной работы детского сада имеет психологический климат в

педагогическом коллективе. Данная проблема ежегодно изучается с помощью опросников , анкет.

Оценка проводится по семи параметрам:

- отношение к детскому саду;

- отношения между педагогами;

- удовлетворённость условиями труда;

- удовлетворённость положением в коллективе;

- отношение к работе;

- отношение к детям;

- отношение к коллективу.

Анализируя полученные результаты , можно сказать , что все педагоги нашего дошкольного

учреждения положительно относятся к своим воспитанникам  и детскому саду. Уже «случайных»

людей в нашем коллективе нет. Коллеги активно помогают друг другу, преобладают хорошие

взаимоотношения  между членами коллектива. Микроклимат достаточно стабильно положительный, с редкими всплесками эмоций. Несколько снижен процент позитивного отношения к работе в целом, вероятнее всего , это объясняется тем , что престиж профессии педагога , воспитателя , его материальный доход по сравнению с другими профессиями , востребованными на рынке труда , значительно ниже, а нагрузка очень велика, в том числе и эмоциональная. Да к тому же ,сокращение

единиц педагогов в штатном расписании ( 1,5 педагога на 1 группу ) в связи с сокращением времени работы учреждения с 12-ти часов на 10.5 часов привело к неудовлетворённости всех педагогов графиком работы: у педагогов нет достаточного времени для подготовки к рабочему дню , а когда он работает целый день – это большой стресс и усталость. Результат- частые невыходы на работу по заболеваемости. Последнее время достаточно много внимания уделяется проблеме « эмоционального выгорания» педагогов. Данной проблемы в нашем коллективе пока нет. Но проведённый среди педагогов тест М.Люшера с целью оценки психиэмоционального состояния показал, что 37% педагогов находятся на стадии формирования « эмоционального выгорания», у 53% воспитателей депрессивное состояние из-за недостаточного уровня профессиональной компетенции перед введением ФГОС , чрезмерная загруженность бумажной работой( отчёты, мониторинги, планы и т.д.), у этих педагогов педагогический стаж от 5 до 11 лет. При этом средний возраст наших педагогов в 2015году составил 47 лет , а педагогический стаж от 20 до 35 лет- 37% от общего числа педагогов. Поэтому возникает проблема о профилактике профессиональной стагнации педагогов в ДОУ.

Несмотря на данные результаты , в настоящее время сформирован  стабильный коллектив , старающийся решать все стоящие перед коллективом задачи. Администрация нашего ДОУ старается обеспечить психологический комфорт всем сотрудникам , а педагогам создать атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех , условия для сохранения и укрепления здоровья.

Работа с семьёй.

 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту , изучив его задачи наш коллектив выработал для себя девиз: « Каждой семье – педагогическую культуру» - этот девиз является определяющим в организации работы с родителями по пропаганде педагогических знаний среди родителей. Их минимум , имеющийся сейчас в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя . В нашем  ДОУ педагог выступает не только как воспитатель детей , но и как  человек , обучающий взрослых_ родителей  методам воспитания, развития и обучения..

Что возьмут наши дети в будущее : внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю

духовную культуру ? Этот  вопрос в головах и сердцах наших педагогов и родителей. Ответ на него кроется в воспитании чувств: необходимости формировать в ребёнке с ранних лет умение не только брать , но и отдавать;  развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело. Путь к этому – через воспитание в родителях  умения любить. Оказывается , это совсем непросто: научиться любить своих детей. Любовь к своему ребёнку предполагает : изучение его

потребностей и способностей , стремление создать обстановку для удовлетворения этих потребностей и развития этих способностей. В любви к ребёнку заложена необходимость постоянного самосовершенствования личности родителя.

Однажды перед родительским собранием мы провели такой эксперимент : дети отвечали на вопросы :

( их ответы записали) : « Что тебя огорчает?», « Что тебя радует?», « Что самое красивое на свете?», 

рисовали на тему « Семья» . Затем детские рисунки и рассказы были предъявлены родителям  и многие из них не смогли найти рисунок своего сына( дочки) , узнать их рассказ. Родители одевают , кормят ,

ласкают своего ребёнка , но не знают о чём он думает, что его радует, а что огорчает.

Или , некоторые родители воспитанников подготовительной группы считают: « Труд- удел взрослых, а ребёнок должен жить без забот. Вырас

24 марта 2016 в 14:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.