МБДОУ-детский сад №8 «Огонёк» г. Моздок

Родительское собрание" Изменения происходящие в образовании РФ"

 Родительское собрание:

« Изменения , происходящие в образовании РФ»

Вначале  21 века во многих странах мира раннее образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной  политики .

Осознание важности развития и системного образования детей , начиная с рождения до 6-7 лет ( обычно это возраст поступления детей в школу),

базируется на результатах многочисленных исследований и на практике многих стран. Работы современных учёных свидетельствуют о важности

дошкольного образования с точки зрения жизненной перспективы человека, они также свидетельствуют о том , что в период развития ребёнка с рождения до 7 лет закладываются все основные характеристики его личности: ребёнок чрезвычайно восприимчив, заинтересован и открыт новому опыту , познанию мира.

В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня общего образования . С выходом нового закона « Об образовании» дошкольное образование является первой , начальной ступенью общего образования детей». К этим действиям Министерство образования привели стремительные изменения , происходящие в наше время в России и во всём мире. Эти изменения настолько глубоки , что вряд ли кто-нибудь возьмёт на себя смелость предсказать , каким будет наш мир в будущем. Однако образование наших детей даёт нам реальный шанс повлиять на общество будущего и помочь каждому ребёнку найти своё место , стать успешным в этом обществе.

Образование , ориентированное только на знания , умения и навыки,
( раньше была задача детского сада : дать детям знания , умения и навыки)

которые в данный момент востребованы на рынке труда для обслуживания той или иной технологии, не сможет решить эту задачу. Со сменой технологий , которая сейчас происходит чрезвычайно часто , а будет происходить ещё чаще, специалист , обладающий узким набором таких знаний и умений , окажется  не конкурентоспособным , срок его успешности будет чрезвычайно коротким. Единственно возможный способ реализовать себя в современном обществе – это быть готовым принимать самостоятельные и ответственные решения в изменчивом и постоянно меняющемся мире, быть способным влиять на свою жизненную ситуацию.

В связи с этим в России разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов , из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. 

Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры, социализация ребёнка в обществе, а не обучение его письму, счёту и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности – ИГРУ. Стандарт  определяет понятие качественного дошкольного образования .

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольном мире идёт модернизация. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе дошкольных организаций . Стандарт содержит 5 образовательных областей развития ребёнка:

  - социально-коммуникативное ;

  -  познавательное;

  - речевое;

  - художественно- эстетическое;

  - физическое.

Детский сад являясь первой ступенью в системе образования , выполняет важную функцию подготовки детей к школе от самого рождения. Одной из главных задач современного дошкольного образования является воспитание школьника исследователя , который видит проблемы , творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания , т.е. у него должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. А чтобы решить эту задачу , необходимо создать в детском саду условия для саморазвития и самореализации каждого ребёнка уже с ясельного возраста.  Известно, что предпосылки учебной деятельности формируются в различных видах детской деятельности: в игровой , коммуникативной, продуктивной , познавательно – исследовательской , а также при восприятии детской художественной литературы. И каждая его деятельность должна быть организована так , чтобы каждый ребёнок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний , решал вопросы проблемного характера. Для решения этих задач нужно много разнообразных средств. В первую очередь предметно –развивающая среда. Она должна быть организована таким образом , чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом, она должна будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы , а заодно давать азы знаний.  Она должна выполнять образовательную , воспитательную, развивающую функцию и отвечать индивидуальным и возрастным особенностям  детей , их ведущему виду деятельности – игре. Но самое главное – она  в первую очередь должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка. А они у них у всех абсолютно разные. Что такое самостоятельность?  Это объяснение мне хочется начать с притчи « Уроки бабочки».:

« Однажды в коконе появилась маленькая щель , случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал , как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка . Прошло много времени , бабочка как будто оставила свои усилия , а щель оставалась такой же маленькой. Казалось , что бабочка сделала всё, что могла , ни  на что другое у неё не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке , он взял перочинный ножик и разрезал кокон . Бабочка тотчас вышла. Но её тельце было слабым и немощным , её крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая , что вот- вот крылья бабочки расправятся ,

окрепнут – и она улетит . Но ничего подобного не случилось. Остаток жизни бабочка волочила по земле своё слабое тельце, свои не расправленные крылья . Она так и не смогла летать. А всё потому , что человек , желая ей помочь , не понимал того , что усилие , чтобы выйти через узкую щель кокона , необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку , чтобы она могла расти и развиваться. Этот пример говорит о том как важна для ребёнка самостоятельность и как не нужно , нам взрослым  оказывать  ребёнку « медвежью услугу» всё делая за него даже в раннем возрасте , помочь в этом возрасте можно , но только с разрешения ребёнка , если он попросит вас об этом . А в основном в игровой форме , набравшись терпения, приучать его к самостоятельности. Чтобы когда ребёнок вырос , он не «волочил по земле своё слабое тельце» как бабочка. Потому, что самостоятельность – это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи, это- способность к независимым действиям , суждениям, инициатива, решительность. Что необходимо ребёнку в школе.

Федеральный государственный стандарт призван привести структуру программы дошкольного образования в детских садах России к единым требованиям . Это обеспечит преемственность между программами дошкольного и начального образования, чего требует новый закон

« Об образовании». Реализация программ будет обеспечивать развитие ребёнка в выше названных пяти областях и как уже говорилось выше в ней особое внимание уделяется созданию развивающей среды и роли семьи в образовании ребёнка.

Также стандарт разрешает формирование индивидуальных образовательных маршрутов для детей с участием родителей и педагогов .

Главный упор в нашей работе будет сделан на развитие детей через игру , через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьёй , воспитателями, социальными институтами.

Мы педагоги и все родители  , обязаны хорошо уяснить  и осознать  , что мы играем важнейшую роль в развитии у детей самоуважения и уверенности в себе , желания и умения учиться на протяжении всей жизни , умении жить, работать и быть терпимыми и толерантными с другими людьми , независимо от национальности.

21 марта 2016 в 17:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.